Главная » Статьи » Соционика |
Ступени личностного ростаЗапомните «золотое правило» соционики: подобный обучает, а противоположный воспитывает. Поэтому лучше всего информация усваивается от учителя, имеющего тождественный ученику тип интеллекта. Но такой педагог не демонстрирует альтернативных моделей поведения, а значит, не порождает противоречий, которые ведут к изменениям. Эту задачу автоматически, помимо своей воли, решает учитель с противоположным ученику типом интеллекта. Но его ученику очень трудно понять, поскольку его мышление протекает в совершенно иных категориях! Диалектическое единство этих противоположностей достигается только в сплоченной учительской диаде. Соционика рекомендует закреплять за учебным классом двух учителей. Они должны быть интегрированы в дуальную, полудуальную, активационную и социозаказную пару (диаду). Именно эти отношения гармонично синтезируют особенности во многом противоположных типов. Такая диада, входя во взаимодействие с классом, одновременно и обучает, и воспитывает его. Соционика придает другой характер индивидуальной работе с учеником. Она позволяет убедительно консультировать детей и взрослых по выбору профессии, по неформальным межличностным отношениям, по стереотипным, повторяющимся проблемам совершенствования характера. С ее помощью не представляет большого труда объяснить родителям поведение их детей, дать простые, доступные рекомендации по их воспитанию. Хочу познакомить вас и с соционической методикой сплочения класса. Не секрет, что многие из них существуют как конгломераты отдельных группировок. Обучать и воспитывать такой класс как целое нельзя, он не обрел свой интегральный социотип. Для того чтобы синтегрировать его, нужно провести соционический тренинг перегруппировок. Перегруппировки проводятся, например, по юнговским признакам. То есть класс последовательно делится надвое - на рацио-иррационалов, логиков-этиков и экстравертов-интровертов и сенсориков-интуитов. В ходе тренинга каждый участник получает возможность пообщаться в самых разных группах практически со всеми другими учениками, получить опыт позитивного общения. Ведущий отмечает для себя и акцентирует внимание на позитивных изменениях и повторяет перетасовку каждый раз, как только возвращается прежняя нежелательная структура неформальных связей. Для придания функциональной устойчивости новой структуре класса ведущий должен раскрыть четырех лидеров. Первый лидер - «силовик», он же неформальный лидер (СЛЭ или СЭЭ), второй - интеллектуальный (ИЛЭ или ИЭЭ), третий - эмоциональный (ЭИЭ или ЭСЭ) и четвертый - деловой, он же формальный лидер (ЛСЭ или ЛИЭ). Если четырех лидеров удастся синтезировать в одно целое, ученический коллектив станет цельным и способным к решению любых задач. Учителям, методистам, школьной администрации нельзя забывать, что воспитание в коллективе соционически разделяется на четыре этапа в соответствии с освоением учениками основных функций жизнедеятельности. Упор в воспитании младших школьников лучше делать на тренировку сенсорных функций (манипуляции с предметами, умение позаботиться о себе, самые необходимые ручные навыки). Компенсация этого уклона осуществляется через ролевую функцию интуиции (рисунки детей, фантазии, сказки и пр.). По достижении детьми переходного возраста (12-14 лет) упор в воспитательной работе переносится на освоение этико-эмоциональных функций жизнедеятельности: умение общаться со всеми типами людей, проблема симпатий-антипатий в межличностном общении, выражение себя через чувства и эмоции, взаимоотношения между полами и пр. Компенсируется этический уклон ролевой логикой: правильность, справедливость, долг, равенство, умное поведение, как у взрослых. После освоения этики можно сделать переход собственно к логике - систематическое усвоение знаний, научность и объективность, умение анализировать, делать обоснованные выводы. Это возраст 14-16 лет. Этика выступает в качестве компенсирующей функции, размягчая логические построения посерьезневших после преодоления подросткового возраста юношей и девушек. Наконец, в старших классах, в возрасте 16-17лет, умелый воспитатель перемещает центр тяжести в своей работе на интуитивную функцию. В этом возрасте ученики должны сделать свои первые открытия, задуматься над самыми серьезными проблемами современного мира, определить свои перспективы, научиться погружаться в себя для поиска ответа на жгучие познавательные вопросы в своем подсознании. Интуитивное погружение необходимо компенсировать ролевой сенсорикой - активностью, уверенностью в своих силах. При правильном прохождении всех четырех этапов личностного роста сформировавшиеся молодые люди уверенно продолжат свой путь по новому витку жизни - взрослому, где основные проблемы решаются разумом. Заканчивая статью, напоминаю практикующим социоаналитикам, что соционическая работа, где бы она ни велась, - в школе, вузе, на фирме, предприятии, в клубе, во время личной консультации, - должна включать в себя не менее четырех этапов. Вот они:
Все эти этапы могут иметь любое содержательное наполнение, отличаться у разных социоаналитиков, но важно то, что ни один из них нельзя выкинуть. Иначе не будет полноты подхода, а значит, все уничтожится однобокостью, несовместимой с истинной соционикой. И последнее замечание. Не спешите навешивать ярлыки! При работе с людьми нет никакой необходимости немедленно загонять их в схему какого-либо типа. Совмещайте вопросно-речевую диагностику с наблюдением. Необязательно сразу выходить на уровень 16 типов. Научитесь сначала отличать тип от функционального состояния человека. Начинайте с уровня 4 (четыре темперамента, четыре установки, четыре стимула и т.п.) или 8 (экстравертный управленец, рационал второй квадры, этический коммутатор и т.д.). Имеет смысл идти от социального уровня к психологическому - от общего к частному. Если вы работаете, например, с гуманитариями, можно на первых порах и не различать, какой же тип из четырех перед вами. Со временем вы приобретете необходимый опыт и перестанете бросаться в крайности: либо вообще отказаться от типологии, либо немедленно, как автомат, определять социотип человека. Вы своим путем придете к осознанию основной задачи соционики. Она не в том, чтобы определить тип, а в том, чтобы правильно соединить людей для эффективного решения тех или иных задач. Профессия учитель: призвание быть наставником Жизнь – это большая школа, она, то и дело, преподносит нам уроки и посылает самых разных учителей. Вы помните своего первого школьного преподавателя? Уверены, что да, и надеемся, что он оставил о себе только хорошие воспоминания. Морально-нравственное воспитание, школьное и профессиональное образование – это то богатство, которое дарят нам преподаватели, посвятив себя благородному делу, и никакие компьютерные технологии не способны заменить их, поэтому данная профессия останется актуальной еще долгие годы. | |
Просмотров: 227 | |
Всего комментариев: 0 | |