Донецкая Народная Республика
Главная » Статьи » Педагогика сотрудничества

Использование интерактивной доски на уроках в начальной школе

Использование интерактивной доски на уроках
в начальной школе
Доска и мел – наши главные инструменты,
но хочется чего-то большего...

Работа с детьми во времена информационных технологий показывает, что традиционные приемы школьного обучения и воспитания недостаточны для развития творческой личности. Современное образование стремится к новым приёмам обучения и воспитания. Новинки технологического прогресса с особым восторгом встречают именно дети. Поэтому необходимо использовать любознательность и познавательную активность учеников для развития их личности.
Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и работе, сделать мир вокруг себя ярче. Решая проблему информатизации школы нельзя забывать об основных инструментах работы преподавателя и ученика: доска, мел, ручка, тетрадь - сегодня эти традиционные инструменты предстают в новом исполнении как интерактивная доска. Педагогические возможности электронной доски как средства обучения по ряду показателей намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса. Теперь можно сделать процесс обучения значительно более наглядным и интерактивным. Учащиеся выросли на телевизионных передачах и компьютерных играх, и приучены воспринимать зрительные образы. Поэтому, работа с доской, сопровождаемая красочными иллюстрациями, вызывает больший интерес и лучше усваивается, чем изложение и использование того же самого с помощью мела и доски Таким образом, учитель начинает говорить на языке, понятном каждому ученику и учит его формулировать свои мысли кратко и четко.
Использование ИД на уроках развивает логическое мышление, учит отделять главное от второстепенного. ИД повышают мотивацию учащихся, ведь с каким энтузиазмом дети подходят к доске, тянут руки! Им сразу хочется высказаться. Замечено, что благодаря появлению в классе ИД, меняются даже самые проблемные ученики. Ребёнок, который раньше отсиживался, вдруг становится активным и начинает творчески мыслить. Ученик, который вечно отвлекался на уроке, направляет свою энергию на работу с одноклассниками. А тот, кому просто тяжело учиться, находит новые возможности для самовыражения. Рефлексия, проводимая на уроках, показывает заинтересованность учеников учебным материалом.
Конечно, нельзя сказать наверняка, что результаты учащихся повысятся, благодаря работе с интерактивной доской, но ученики стали больше интересоваться тем, что происходит на занятиях. Они активно обсуждают новые темы и быстрее запоминают материал. На вопрос: «Тебе нравится работать с ИД? Чем нравится?» дети отвечали, что доска им нравится тем, что на ней можно: писать и рисовать разноцветными маркерами, выполнять разные интересные задания, играть - решая, использовать ластик вместо тряпки и руки не мараются, передвигать различные предметы, очень интересно получать знания.
При использовании ИД возникли проблемы:
1. Частое использование доски, приводит к привыканию, отсюда, у детей начинает пропадать интерес к той или иной деятельности.
2. Программное обеспечение любой доски позволяет самостоятельно готовить все материалы к уроку, но учителя не всегда располагают запасом свободного времени, который позволил бы проделать такую огромную работу. Поэтому, как правило, мы пользуемся готовыми цифровыми образовательными ресурсами.
Ресурсы, созданные для работы с интерактивными досками, дают значительно больше возможностей. Чаще всего они представляют собой либо управляемую флеш-анимацию (которую учитель может использовать при объяснении новой темы или которая содержит задание для учеников, выполняемое у доски), либо за¬конченное решение -"готовый урок".
Отдельные анимации не избавляют педагога от необходимости готовить мате¬риалы к уроку, но значительно упрощают этот процесс. Учитель может поместить на страницы своего урока наглядные пособия или интерактивные задания и не тра¬тить время на их самостоятельную подготовку.
На своих уроках использую готовые программные продукты на компакт-дисках. Среди мультимедийных дисков в первую очередь следует отметить диск «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Энциклопедия животных», которые используем на уроках окружающего мира. В этих дисках не только иллюстрации, видеосюжеты, а также тексты, которые уже адаптированы для детского восприятия.
Очень интересно проходят уроки математики. В этом нам помогают диски «Математика – хитрые задачки» (серия «Образовательная коллекция»). Ребята с удовольствием работают на «Волшебной доске» (так они ее называют).

Каждый урок состоит из информационного экрана или слайд- шоу, и двух страниц с тренировочными упражнениями. Задания могут быть представлены в виде установления соответствия, упражнения на выбор одного ответа из нескольких, упражнения на подчёркивание правильного ответа, на заполнение пропуска. (Показ фрагмента с диска «Математика» 1 класс»).
Наглядные пособия для интерактивных досок являются средством материально-технического обеспечения начального образования.
Работа с наглядными пособиями даёт возможность:
• Реализовать системно-деятельностный подход в обучении
• Развивать умения учащихся активно использовать средства ИКТ
Каждое пособие содержит:
• Яркий учебный иллюстративный материал
• Задания для текущего и итогового контроля
• Методические рекомендации
В состав программного обеспечения интерактивной доски входит коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), относящихся к различным областям знаний. Галерея ЦОР расширяет возможности подготовки презентаций к урокам. Это приложение можно успешно использовать при изучении природоведения. Хотелось остановиться еще на нескольких функциях интерактивной доски, которые очень нравятся ребятам. Это инструмент «Матрица» - предназначен для добавления меток на страницу. Рисунок метки выбирается на панели настройки инструмента. Для нас с вами эта функция может быть интересна для составления краткой записи к задачам в виде рисунков, для счета предметов в 1 классе. Это мое предположение, а вы, может быть, найдете еще какое-нибудь применение данной функции. (Показ функции «Матрица»).
Еще есть две интересные функции - это «Шторка» и «Прожектор». «Шторка» используется для того, чтобы скрыть текущую страницу или ее часть. «Прожектор» необходим для скрытия части экрана и показа той его части, на которой необходимо сконцентрировать внимание. (Показ функций «Шторка», «Прожектор»).
Плюсы работы с интерактивной доской:
Учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом.
Любые пометки и изменения в ходе урока учитель сохраняет в компьютере для последующего просмотра.
Школьникам становится интереснее учиться. У них обостряется зрительное восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.
Таким образом, использование интерактивной доски на уроках – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока.

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА школьном МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ

«Использование интерактивной доски на уроках
в начальной школе»

подготовила
учитель начальных классов
Филипёнок И. В.

Категория: Педагогика сотрудничества | Добавил: baburka (10.05.2016) | Автор: Филипёнок Ирина Владимировна E
Просмотров: 898 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar