Главная » Файлы » В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ » МЕТОДИЧЕСКИЕ "ИЗЮМИНКИ" |
19.04.2016, 22:32 | |
ПРИЁМЫ МЕДИАДИДАКТИКИВсе приёмы выполнены в программе MS PowerPoint. По сути, может быть выбрана и другая программа. В основу заложены идеи инструментария, который поможет сделать мультимедийные разработки более эффективными и результативными. Все желающие смогут не только ознакомиться с технологическими приёмами, но и в случае затруднений обратиться за помощью, научиться их выполнению. По каждому из приёмов планируется подробное описание алгоритма его выполнения. Прием ЛупаПрием, позволяющий обратить внимание учащихся на какие-то частности на фоне общего контекста. Позволяет выходить на разные уровни подачи информации.Описание «приема Лупа». Примеры: Анимированная указкаДинамическое выделение, акцентированное внимание на определенном объекте превращает анимированную указку в мощный и эффективный инструмент.Описание инструмента. Пример: Прием «Анимационная эвристика»Этим приемом учитель способствует организации процесса продуктивного творческого мышления (эвристической деятельности) учащихся. Создаетсявизуализированная проблемная ситуация. Описание приема «Анимационная эвристика».
Анимационная ретроспекцияПоявление, затем исчезновение, затем еще неоднократное появление определённой порции новой информации принято называть анимационной ретроспекцией. Такой возврат позволяет не только закрепить пройденный материал, но и проверить адекватность его усвоения школьниками.Описание приема «Анимационная ретроспекция». Приём ЛистаниеОдним из важнейших принципов медиадидактики должен стать оптимальный объем информации в единицу времени и в определенном пространстве. Однако иногда нам необходимо перечислить (пролистать) некий тематический видеоряд, текстовую информацию… Описание приема «Листание». Читайте также Шаблоны для выполнения приёма ЛИСТАНИЕ Как создать флэш-объекты для листания Приём ШторкаСуть приёма в том, что закрывается фрагмент экрана (слайда) и в нужный момент появляется скрытая за «шторкой» информация. На мультимедийных уроках такой приём может пригодиться, как с использованием интерактивной доски, так и без неё. Приём ШТОРКА-паузаПо ходу мультимедийного урока часто возникает необходимость временно отключить мультимедийный проектор. Рациональнее все же просто «затемнить» экран. Приём Лови ошибкуПредъявляя информацию на экран, учитель намеренно допускает ошибки. Ученики заранее предупреждаются об этом. Возможны различные варианты этого приёма.Описание приёма Лови ошибку. Интерактивный опорный конспектПомню, в начале своей учительской карьеры, мне было очень жаль, чтобы вся информация опорного конспекта появлялась перед учениками на ватманском листе одновременно. Постоянно расчерчивать поэтапно опорные конспекты на доске – было неудобно.
А рисовать фрагменты на отдельных листах, конечно, было накладно. В мультимедийной опоре появляется не вся информация одновременно, а последовательно, по ходу рассказа учителя или воспроизведению учебного материала при ответе учеников на домашнее задание. Описание приема «Интерактивный опорный конспект». Анимированный кроссвордПредставление кроссвордов как учебных задач с помощью мультимедиа приобретает качественно новый уровень. Возможны варианты для интерактивной доски, с использованием триггеров и т.д. Описание приёма Анимированный кроссвордШаблон кроссворда для интерактивной доски Прием КараокеБольшим количеством дисков с песнями в стиле «караоке» на все вкусы никого не удивишь. Но часто учителю пения, начальных классов, иностранного языка, классному руководителю, воспитателю нужна конкретная песня, причем с соответствующе оформленным видеорядом. Для караоке, как правило, используются, специальные программы. Но и в программе PowerPoint можно создать полноценную версию, ничем не уступающую другим программам.
Интерактивный плакатТакое уникальное техническое средство, как интерактивная доска требует нового уровня информационно-технологической культуры учителя. До сих пор не накопилось достаточного методического сопровождения по работе с интерактивной доской. В основном её использование остается на уровне эмоций и интуиции. Необходимо описание дидактического инструментария. Один из таких мощных инструментов — интерактивный плакат.Описание технологии конструирования интерактивного плаката Конструктор интерактивного плаката Интерактивная картаПрименение интерактивных карт на учебных занятиях очень эффективно. Оно позволяет оперативно решать с ребятами различные учебные задачи, быстро «перемещаться» в пространстве и во времени. В программе MS PowerPoint можно создать замечательные интерактивные карты, необходимые для усиления обучающего эффекта, большей привлекательности учебного занятия.Описание технологии создания интерактивной карты Новые секреты интерактивной карты Интерактивная лентаНесколько информационных блоков, объединенных тематически, размещаются на одном слайде. Они легко передвигаются, образуя непрерывную ленту. Каждый из инофрмационных блоков многомерен. Гиперссылкой мы можем перейти на другой уровень содержания. Интерактивные ленты. Возможности и способы применения Описание приема Интерактивная лента Как подготовить ИНТЕРАКТИВНУЮ ЛЕНТУ Сложные анимации в PowerPointДаже в этой офисной программе можно создавать маленькие анимационные шедевры Подготовка разработки в PowerPoint к работе на интерактивной доскеИнтерактивная доска, на мой взгляд, имеет прорывное значение для ИКТ-технологий в образовании. Однако для многих учителей их появление в школах вызвало большую тревогу: снова надо переучиваться, осваивать новые программы… Между тем, глубокое, а не поверхностное освоение программы MS PowerPoint помогает поднять мультимедийные разработки, выполненные в ее среде, даже выше по своему дидактическому значению, чем флип-чарты, созданные в программах интерактивных досок.
Компьютерное тестирование на урокеУчитель имеет на своем вооружении много компьютерных тестов, а также программных тестовых оболочек. Очень важно тщательно продумать методику использования компьютерных тестов на уроке. Описание вариантов компьютерного тестирования Новый тестер А.Н. Комаровского конструктор интерактивного тренажёра Какой онлайн конструктор тестов выбрать? Организация голосования и тестирования с помощью штрих-кодов Как организовать голосование и тестирование без специального оборудования Тестирование с помощью облачного сервиса Participi Poll Анимированная сорбонкаДанный прием педагогической техники уже давно известен педагогам. Напомним, что он предназначен для заучивания определений, дат, иностранных слов, теорем и т.д. Мультимедийная поддержка этого приёма может использовать его более эффективно. Статья о АНИМИРОВАННОЙ СОРОБОНКЕ Дидактические игры с мультимедийной поддержкойДидактическая игра — один из важнейших элементов современной педагогики. Использование мультимедиа помогает учителю сделать эти игры более динамичными, разнообразными. Копилка игр и шаблонов к ним будет постоянно пополняться. Инструкция по применению шаблона КОЛЕСО ФОРТУНЫ Инструкция по применению шаблона игры ВИКТОРИНА СВОЯ ИГРА Может использоваться в качестве шаблона. Достаточно изменить содержание. Интерактивная игра по устному счету СОБЕРИ ЯБЛОКИ Интерактивная игра «МИШЕНЬ» Алексей Баженов. Шаблон игры УГАДАЙ СЛОВО Дидактическая игра ПОДБЕРИ ПАРУ Дидактическая игра «Будь внимательным» Дидактическая игра ТАНКОВАЯ АТАКА Шаблон интерактивной викторины по наведению мыши Викторины, выполненные в PowerPoint, встречаются часто. Гораздо реже используется настройка этих дидактических игр «по наведению мыши». описание двух вариантов файнворда и шаблон. Увлекательная дидактическая игра. Представлен конструктор игры. Шаблон дидактической игры по повторению пройденного
Анимированные головоломкиК сожалению, очень часто при использовании головоломок, даже с применением экрана или интерактивной доски, учитель ограничивается линейным, плоским представлением такой увлекательной учебной задачи. Использование эффектов анимации помогает подготовить интерактивные варианты головоломок. Статья АНИМИРОВАННЫЕ ГОЛОВОЛОМКИ Примеры анимированных головоломок ЛИФТПриём предназначен для вертикальной смены объектов в том случае, когда это дидактически оправдано: для демонстрации иерархии, вертикальных взаимосвязей. Статья Технологический приём ЛИФТ Пример технологического приёма ЛИФТ. Технологический приём ВИРТУАЛЬНАЯ ПРОГУЛКАПользуясь инструментами PowerPoint, мы можем совершать виртуальные прогулки по карте, по городам и другим реальным и вымышленным объектам. Читать статью о ВИРТУАЛЬНОЙ ПРОГУЛКЕ Пример технологического приёма ВИРТУАЛЬНАЯ ПРОГУЛКА Текстовое описание выполнения приёма Новая версия приёма ВИРТУАЛЬНАЯ ПРОГУЛКА Технологический приём НАВИГАТОРТехнологический прием предназначен для виртуальных прогулок по карте, другим объектам, где можно совмещать не только перемещение, но и увеличение, уменьшение объекта. Читать статью о приёме НАВИГАТОР Текстовое описание выполнения приёма. Анимированные часыДля того, чтобы ученик контролировал себя при выполнении учебного задания можно использовать на уроке анимированные часы. Читать статью о приёме АНИМИРОВАННЫЕ ЧАСЫ Анимированные ЧАСЫ Алексея Баженова Технологический приём ТРАФАРЕТУчителя часто пользуются для экспресс-контроля тестовых заданий шаблонами, трафаретами. Таким анимированным трафаретом можно воспользоваться и на мультимедийном уроке Читать статью об АНИМИРОВАННОМ ТРАФАРЕТЕ. Пример анимированного трафарета и алгоритм его выполнения. Диалог с экраномПри работе с видеоинформацией и анимацией одной из серьёзнейших проблем является пассивность учащихся. Диалог с экраном помогает изменить ситуацию на уроке. Читать статью ДИАЛОГ С ЭКРАНОМ как технологический приём. Анимированная таблицаАнимированная таблица — эффективное средство укрупнения дидактических единиц. Читать статью АНИМИРОВАННАЯ ТАБЛИЦА: методический аспект
Технологический приём «Эффект яркого пятна»Данный приём медиадидактики является одним из важнейших инструментов технологии визуализации учебной информации. Есть ряд способов привлечь внимание учащихся к изучаемому объекту. Подробности в статье Эффект яркого пятна. Интерактивные, анимированные диаграммы и графикиБольшие информативные блоки, представленные в виде диаграмм и графиков, несмотря на свою наглядность, нуждаются в большей визуализации. Не всегда помогают и уже имеющиеся программные оболочки. Читать статью Интерактивные анимированные графики и диаграммы. Эффект одного окнаОбъекты, объединённые общими видовыми признаками, появляются в строго определённом месте экрана. Читать статью ЭФФЕКТ ОДНОГО ОКНА. см. пример использования приёма Мультимедийный вариант приёма педагогической техники БУРИМЕДанный приём помогает выяснить, насколько свободно ученики владеют учебной информацией. читать статью Технологический приём БУРИМЕ с мультимедийной поддержкой
Технологический приём МАРКЕРПриём способствует визуализации мышления ученика. Цвет помогает дифференцировать информацию. Приводятся примеры. К статье показаны примеры использвания шаблона «Маркер» Алексея Баженова. Читать статью Технологический приём МАРКЕР.
Технологический приём ЭКРАНПриём «навеян» эффектами визуализации, которые используются в сложных программах анимации. На мой взгляд, мне удалось найти рациональное дидактическое зерно этого приёма и упростить его выполнение в офисном приложении PowerPoint. Читать статью Технологический приём ЭКРАН Интерактивная контурная картаВ отличие от приёма ИНТЕРАКТИВНАЯ КАРТА этот технологический приём требует других подходов. В статье даётся описание приёма и алгоритм его выполнения. Интерактивный диктантЭто отдельный технологический приём, который позволяет обеспечить оперативный контроль, организацию тренинга на нескольких уровнях. Конструктор ИНТЕРАКТИВНОГО ДИКТАНТА Бегущая строкаПриём способствует удержанию внимания к определённому информационному блоку, что в конечном счёте влияет на качество усвоения учебного материала. Контекстное представление информации как прием медиадидактикиЭтот прием позволяет поддерживать внимание учащихся, сохранять взаимосвязь между различными объектами информации. ЗакладкиЭтот прием способствует визуализации мышления. Имитация выдвижения и задвигания закладок из «картотеки». РеконструкторЭто приём педагогической техники, который получает «второе дыхание», благодаря его визуализации. Технологический приём РЕКОНСТРУКТОР ПАНОРАМАДанный приём содействует формированию цельности, ощущению масштабности изучаемого объекта, события или явления. технологический приём ПАНОРАМА ПОДБЕРИ ПАРУДидактический приём, соответствующий тесту на соответствие. В статье описан не только приём, но и изложен алгоритм его мультимедийного выполнения. При желании можно скачать шаблон приёма. дидактический приём ПОДБЕРИ ПАРУ
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ТРЕНАЖЁРОписание тренажёра, который можно использовать на различных учебных предметах. Описан алгоритм его выполнения. Читать об УНИВЕРСАЛЬНОМ ТРЕНАЖЁРЕ Приём ДИНАМИЧНЫЙ ФОНПривлечь внимание к необходимому объекту можно не только уменьшением раздражающих факторов, но и организации нескольких слоёв. Читать статью Приём медиадидактики ДИНАМИЧНЫЙ ФОН Приём ВСПЛЫВАЮЩИЕ ОКНАКак правило, всплывающие окна используются веб-дизайнерами с помощью специальных программ. Однако можно создать такой эффект и в программе PowerPoint. Читать статью «Технологический приём ВСПЛЫВАЮЩИЕ ОКНА» ИНТЕРАКТИВНАЯ ОПОРНАЯ СХЕМА.Иногда вместо опорных конспектов или плакатов весьма полезно воспользоваться интерактивной опорной схемой урока. ДИНАМИЧЕСКАЯ КАРТАОчень важно умело визуализировать длительные эволиционные процесс. Это помогает лучше усвоить учениками сложные процессы и явления. Читать статью «Приём медиадидактики ДИНАМИЧЕСКАЯ КАРТА» Читать статью Технологический приём ИНТЕРАКТИВНАЯ ОПОРНАЯ СХЕМА. ГОЛОСОВАНИЕ или СОРЕВНОВАНИЕ с помощью триггеровУстроить голосование или интеллектуальную игру можно и без системы голосования. Достаточно вдумчиво включить систему триггеров. Читать статьяю Как организовать ГОЛОСОВАНИЕ или СОРЕВНОВАНИЕ на мультимедийном уроке ДИНАМИЧЕСКИЙ РИСУНОКДается определение технологического приема ДИНАМИЧЕСКИЙ РИСУНОК, сформулированы основные требования к его использованию Читать статью Технологический прием ДИНАМИЧЕСКИЙ РИСУНОК ПРОВЕРКА ТЕКСТАРазработана дидактическая игра, в которой ученик выступает в роли учителя. Учитываются все варианты проверки: правильные, ошибочные и не замеченные учеником. Читать статью Дидактический приём ПРОВЕРКА ТЕКСТА Как создать тренажёр по работе с текстом Как работать с шаблоном ПРОВЕРКА ТЕКСТА Технологический приём ИМИТАЦИЯПриём, имитирующий графическое изображение схемы урока путём «карандашного рисунка». Описывается дидактическое обоснование приёма. Читать статью «Технологический приём ИМИТАЦИЯ» ВСПЛЫВАЮЩАЯ ПОДСКАЗКАИнтерактивный опорный конспект может быть лишь тогда эффективным, когда ученику будет понятен каждый символ, каждый опорный сигнал. Данный приём призван помочь ученику лучше «читать» опорные конспекты. Читать статью «Технологический приём ВСПЛЫВАЮЩАЯ ПОДСКАЗКА» | |
Просмотров: 6356 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |