Главная » Файлы » В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ » К УРОКАМ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ |
14.01.2017, 21:00 | |
ТЕМА: Литературный Донбасс ЦЕЛЬ: Познакомить с литературными деятелями родного края. Повторить правила поведения в общественных местах. Развивать эстетические вкусы, обогащать словарный запас. Воспитывать культуру чтения, любовь к детской книге ОБОРУДОВАНИЕ: ХОД УРОКА: І. Организационный момент
Начинаем ровно в срок Рада я начать урок, Он пойдёт ребятам впрок. ІІ. Сообщение темы и задач урока:
Чтобы определить тему сегодняшнего урока, я предлагаю вам разгадать ребусы. Сегодня вы работаете в своих постоянных группах. У каждого из вас на столах есть информационные листы для работы на уроке. Возьмите карандаши и можно работать прямо на этих листах.
Ответ ДОНБАСС Ответ ЛИТЕРАТУРА
ІІІ. Актуализация опорних знаний:
Итак, «литература» - это вид словесного искусства, целью которого является изображение жизни, создание художественных образов при помощи слова.
Шахтёр в землю спускается, с белым светом прощается. (Труд шахтёра очень опасен. Поэтому, спускаясь в подземелье, шахтёр прощается с белым светом и в прямом и в переносном смысле)
Закон шахтерский не забудь: стыдись работать как-нибудь. (Работать как-нибудь стыдно. Надо работать старательно и добросовестно)
Чтобы шахтером называться, мало углем замараться. (Мало выпачкаться в чёрный цвет угля. А надо ещё уголь добывать. Этим и славен труд шахтёра.)
Добрый Шубин придёт и мёртвая шахта оживёт. ( Не знают ответ) - Много сложено легенд о Шубине. Шубин – это дух, хозяин шахты. Будь то соляная шахта или же угольная. По многим версиям Шубин был злым духом. И только в Донецком крае этот демонический образ был прозван «Добрым» и стал восприниматься как один из символов шахтерского труда. VI. Работа по теме урока:
- Так вот, давным-давно родилось такое поверье. Живет в глубине донбасских шахт дух, шахтеры зовут его Шубин. Часто выручает он шахтеров, предупреждая об обвалах. Реже пугает нерадивых. И уж совсем редко может указать место угольного пласта. Это знает каждый шахтер. И чтобы не обидеть Шубина случайно, делятся с ним тормозком, говорят о нём уважительно. - Поверья о Шубине известны на шахтах Макеевки, Горловки, Краснодона, то есть практически на всей территории Донбасса. - Вот одна история, рассказанная людьми. Один шахтёр решил отдохнуть во время смены. Прилег на распилы и провалился в полудрему. Вдруг чувствует — его кто-то расталкивает. Открыл глаза — в темном мареве, где-то метрах в десяти, в розоватом ореоле видится сухонький, сгорбленный мужичок в старой шахтерской куртке. В одной руке держит допотопную лампу с тоненьким горящим фитильком, в другой — обушок. Попросил дать чего-то попить — мол, горло просохло. Проходчик поднялся с распилов, пошел к старичку со своей флягой. Успел сделать несколько шагов, как вдруг в том месте, где он только что лежал, обрушилась кровля. - В другой истории у одного рабочего в шахте погасла лампа. Оказавшись в кромешной тьме он полностью утратил ориентацию и несколько часов блуждал по выработкам. И когда шахтер вконец отчаялся, он увидел вдалеке огонек. Приблизившись, он разглядел фигуру, державшую фонарь. Терять было нечего и рабочий последовал за ней и шел до тех пор, пока не выбрался из лабиринта.
Эта история, рассказанная народом, была напечатана в литературно-художественном издании журнала «Донбасс» под названием «Забой». А записал впервые и опубликовал это поверье писатель, собиратель фольклора Борис Леонтьевич Горбатов. На тот момент Борис Леонтьевич был рабочим корреспондентом газеты «Кочегарка», не смотря на свой юный возраст. Ему было 14 лет. Первый номер литературно-художественного издания журнала «Донбасс» вышел под названием «Забой», в виде литературного приложения к газете «Всероссийская Кочегарка» в сентябре 1923 года Демонстрация фото первого печатного журнала и фотографии Б.Л.Горбатова. Литературный журнал «Донбасс» - Благодаря устному народному творчеству люди лучше узнают своё прошлое и настоящее, а следовательно им легче строить своё будущее
- Я буду читать определения литературных жанров, а вы по описанию должны узнать жанр литературного творчества, найти табличку с этим жанром (таблички развешены по классу) и указать на эту табличку правой или левой рукой. Рассказ – это литературное произведение повествовательного характера и малого объема. Ска́зка — один из жанров фольклора, либо литературы. произведение волшебного характера, обычно со счастливым концом. Стихотворение – небольшое художественное произведение, как правило, с рифмованными строками. Пословица - краткое народное изречение назидательного характера. Ба́сня —литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце или в начале этого произведения содержится мораль.
Наш край стремительно развивался и в ноябре 1933 г. в Сталино (теперешнем Донецке) прошёл Первый вседонецкий съезд писателей и руководителей литературных кружков. С этого времени литературное движение в Донбассе вышло на новый уровень. Отмечается, что возникло два ведущих центра движения — города Сталино и Луганск. Здесь создавали свои литературные произведения многие поэты. Это Владимир Сосюра, Владимир Зайцев и многие другие. Грозный и могучий, наш край привлекал внимание многих писателей. Первым действительно известным донбасским поэтом стал Павел
Беспощадный (Иванов) До революции Павел Григорьевич Беспощадный десять лет отработал на шахтах. В 1924 году в горловской газете «Кочегарка» были опубликованы его первые стихи. Творчество шахтерского поэта нашло отклик у читателей. В результате появились целые книги его стихов. Они были посвящены Донбассу и его людям. Сегодня даже тем, кто не интересуется поэзией, известны его строчки «Донбасс никто не ставил на колени, и никому поставить не дано». Эти строки стали основой донбасского характера. Именем этого знаменитого поэта названы улицы в Горловке и Луганске.
Одним из поэтов, прославлявших Донбасс, был Николай Степанович Анциферов. Практически все произведения Николая Анциферова посвящены шахтерскому труду. Он очень любил Донбасс и гордился своей малой родиной и ее тружениками-шахтерами, часто приезжал в Макеевку и Донецк проведать родных и близких, друзей-шахтеров, выступал перед многочисленной аудиторией, читая свои произведения. За всю недолгую жизнь поэта издано 7 сборников стихотворений. 7 февраля 2016 года исполнилось 105 лет со дня рождения первооткрывателя донбасского фольклора, знаменитого донецкого писателя Алексея Васильевича Ионова. Его произведения наполнены заботой о людях, любовью к ним и к родным местам, они умеют заинтересовать и взволновать читателя оригинальным сюжетом. Поэтому его книгам суждена долгая жизнь.
Михаил Спартакович Пляцковский родился в городе Енакиево и одно время трудился в местной заводской газете, которая носила название «За металл». В своих стихах он описывал красоты родного края. И уже тогда пытался напевать свои стихотворения. В последствии его песни стали очень знаменитыми шлягерами. «Крыша дома твоего», «Мамины глаза», «Через две зимы». Михаил Спартакович написал много стихотворений как глубоких и серьёзных, так и произведений для детей. Прослушивание отрывка песни «Крыша дома твоего»
- Скажите, ребята, а в каких печатных изданиях могут печатать стихи, рассказы, сказки? (В газетах, журналах, книгах) - Где хранятся книги? (В библиотеках) - Обратимся снова за помощью в материалы для справок. «Библиотека» – это особенное место, где хранятся книги, журналы и учебники. - Какие библиотеки вы знаете? В нашем городе масса библиотек. Практически каждое учебное заведение имеет свою библиотеку. Но самые известные из всех это: "Донецкая государственная областная универсальная научная библиотека им. Крупской" "Донецкая Областная библиотека для Детей им. С.М. Кирова" "Донецкая Областная библиотека для Юношества" - Кто из вас посещает библиотеки? - Ну тогда вы должны знать правила поведения в библиотеке. Ведь не следует забывать, что библиотека является общественным учреждением. В библиотеку приходят за знаниями, поэтому каждому читателю важно, чтобы его не отвлекали.
- Мы с вами сейчас проследили, как литература Донбасса от устного народного творчества перешла к авторству, как крепла и расширялась. Сейчас, в наши дни, литература Донбасса получила новый виток. Зарождается новая современная поэзия Донбасса. И вот одно из многих удивительных стихотворений, проникающих в самую душу читателя. Это стихотворение Ирины Вязовой. Укутайте Донбасс мой в тишину. Укройте мирным небом, словно пледом. Пусть отдохнёт он, вопреки всем бедам. Пусть станет детский плач ему неведом. Не возвращайте на Донбасс войну. Зажгите в Храмах тысячи свечей. За всех, в подвалах стывших до рассвета. За претерпевших скорби без ответа. За деток, ставших Ангелами света И не проклявших нас и палачей. Всем нам нести и память, и вину. Сквозь слёзы, пустоту, дымы пожарищ. Сквозь кладбища, где каждый холм - товарищ. Сквозь боль, руины, шрамы чёрных сгарищ За тех, кто не прорвался сквозь войну. - Какие чувства у вас возникли при прослушивании стихотворения? - Почему? - О чём это стихотворение? (О боли и о горе жителей Донбасса) - К чему призывает автор? (к миру, к сопереживанию) Ученица нашего класса Саша Куц вместе с бабушкой сочинила стихотворение и заняла второе место в конкурсе чтецов «Дерзайте, вы талантливы!» Возможно, в будущем это стихотворение так же сможет стать частью гражданской поэзии. Давайте послушаем это стихотворение.
- Что мы делали с вами сегодня на уроке? - Знакомились с литературными деятелями Донбасса. Назовите их. - Беспощадный Павел Григорьевич, Михаил Спартакович Пляцковский, Алексей Васильевич Ионов, Николай Степанович Анциферов, Борис Леонтьевич Горбатов. - Повторили правила поведения в библиотеке. - Вспомнили, что такое рассказ, басня, стихотворение, сказка, пословица. VII. Рефлексия. - Ребята, понравился ли вам наш урок? - Как вы считаете, пригодятся ли вам в дальнейшем знания, которые вы сегодня получили на уроке? (Да, потому что каждый человек должен знать историю своего края) - Я предлагаю вам сейчас посадить сад, где деревья – это знания, а яблочки – это плоды, которые приносят нам знания. У вас на столах лежат деревья и яблочки – зелёные и красные. Каждый из вас должен прислушаться к себе. Если знания, полученные на уроке, вам пригодятся в дальнейшем, то поместите на кроне дерева красное яблоко, если же вы считаете, что знания, полученные на уроке, вам не пригодятся в жизни, то поместите на дереве зелёное яблоко. - Мы сейчас посадили сад, пока ещё из четырёх деревьев, которые символизируют наши знания. Думаю, что в дальнейшем наш сад будет расти, а знания крепнуть. - Наш урок окончен. Всех благодарю за работу. | |
Просмотров: 3848 | Загрузок: 74 | Комментарии: 3 | |
Всего комментариев: 3 | |
| |