Донецкая Народная Республика
Главная » Файлы » В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ » СТАТЬИ, ВЫСТУПЛЕНИЯ

Самостоятельная работа на уроках русского языка и литературного чтения
12.04.2016, 12:08

Новикова Инна Николаевна,
учитель ОШ № 44, г. Донецк
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРного чтения
Сейчас наше образование переживает сложные времена. Никогда еще не был учитель
такой растерянный как сейчас. Воспитание историей, правдой, а только такое
воспитание способно преодолевать раздвоенность сознания человека, столкнулось с
современными реалиями жизни. Отсутствие надлежащей материальной базы, через
неудовлетворительное финансирование, недостаточное количество учебников,
хрестоматийного материала и другой литературы, потеря в глазах учеников
социального престижа знаний, многих нравственных ценностей - все это
проблемно сказывается на работе образовательных учреждений. Но, считаю, эти трудности
временные. Зато сегодняшний учитель чувствует себя более раскованным в
организации учебного процесса, чем это было раньше.
По-новому трактуются основные примеры русской духовности, исторические традиции народа. Это дало толчок для применения новых технологий. Учителя научились изучать литературу как искусство слова, обеспечивать национальный компонент в содержании образования, шире практиковать эвристические методы обучения, подбирать для учащихся информацию, имеющую для них личностное значение, акцентировать внимание на общечеловеческих ценностях.
В программу по русской литературе введены выдающиеся произведения
нашей литературы, дающие представление о ее жанровом и стилевом
разнообразие, открывают широкие возможности для общественно- политического,
нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Но, как и
везде, и здесь своя проблема. Произведения для изучения должны подбираться с
учетом принципа "немного, но много". Это означает, что отбор материала и
системы его изучения должны строиться на основе такой стратеги, что
позволяет за короткое время решить много вопросов в плане литературного образования
учащихся, их воспитания, а также развития интереса к литературе.
Огромный объем художественной информации порождает много трудностей,
то есть, немалое количество имен писателей и их произведений не позволяет ученикам
углубляться в эти произведения, основательно осмысливать их, а потому эффект от их
изучение совсем мал. Поверхностно изученные произведения быстро стираются из
памяти и не становятся составной частью личности ученика. Но есть и другая
крайность - слишком ограниченное количество произведений, на материале которых реализуется
литературное образование учеников, не оправдывает себя, потому что тогда будет очень скудное
представления учащихся о литературе, и учебно-воспитательные задачи,
которые стоят перед нами, учителями, в этом случае, не могут реализоваться.
И как бы там ни было, а наша молодежь должна знать: основные этапы
развития литературы и важные факты литературного процесса, этапы
жизненного и творческого пути писателей, проблематику и идейно-тематическую
основу произведений, особенности композиции, сюжет, место и значение каждого произведения,
писателя в литературном процессе данного периода, оценку изученных произведений,
мировое значение родной литературы.
Ученики должны уметь выявлять способность доводить свои утверждения,
собственное мнение, писать устные и письменные сочинения, готовить доклады или рефераты.
Современные исследования показывают, что в эпоху научно-технического
прогресса значительно ослабляется эмоциональная чувствительность. Спасаться же от
эмоциональной черствости можно только путем приобщения детей и подростков к
достижениям отечественной и мировой культуры. Не случайно литературу называют
учебником жизни. На материале художественных произведений учащиеся должны эмоционально
пережить, глубже понять, что такое добро и зло, в чем смысл человеческой
жизни, счастья, какое место человека в обществе, что такое активная жизненная
позиция, человеческая совесть, долг, подвиг, честь.
Художественные произведения способствуют самовоспитанию, помогают осознать
свое место в обществе. И задача учителя - сделать уроки
литературы уроками нравственного прозрения учеников.
На уроках литературы, кроме специфических умений, обусловленных
особенностями предмета, учащиеся приобретают умение общие и интеллектуальные,
которые формируются в процессе изучения всех дисциплин. Это умение анализировать,
сопоставлять факты, выделять в них существенное, общее, характерное для многих
явлений, сравнивать их, устанавливать причинно-следственные связи,
обосновывать, делать определенные выводы и др.
Современным ученикам трудно разобраться, правильно оценить ряд событий
исходя из того потока информации (порой весьма противоречивой), которая
выплескивается на нас со стороны прессы, радио и телевидения. В связи с этим
возникает необходимость решения ряда проблем. Одной из таких проблем, которая
требует немедленного решения, является проблема формирования в процессе обучения
активного, самостоятельного, творческого мышления школьников. Ученикам нужно
помочь избавиться от шаблонного, стереотипного мышления, стандартных
установок. Современная школа должна воспитывать у школьников способность к самостоятельной учебной деятельности, самостоятельному приобретению знаний.
Самостоятельная работа на уроках языка и литературы имеет большое
учебное и воспитательное значение. Она может дать желаемые результаты только тогда,
когда учитель применяет ее в определенной системе и последовательности.
Навыки и умения самостоятельной работы у учащихся формируются не сами по
себе, а в результате специально организованных упражнений.
Большое значение в этом отношении имеет высокое мастерство учителя,
его руководство активной познавательной деятельностью ученика, логика
педагогического процесса, создание проблемной ситуации на уроке, правильная и
рациональная организация видов самостоятельной работы.
Для того, чтобы самостоятельная работа была эффективной важно
соблюдать взаимосвязь различных видов самостоятельной работы учащихся на уроке,
должна существовать взаимосвязь классной и домашней самостоятельной работы.
Я организовываю классную работу так, чтобы домашняя самостоятельная работа была
ее органичным продолжением. Во многом работа учащихся, ход урока тесно
связаны и зависят от качества самостоятельной работы учащихся дома. Цель домашней
работы - прочное закрепление изученного на уроке материала, глубже его
осмысления, дальнейшее развитие приобретенных учащимися умений и навыков
самостоятельной работы с текстом учебника, иллюстрациями, схемами.
Домашняя работа должна носить творческий характер, будить мысль школьника.
Часто ученик не усваивает тот или иной материал из-за неумения
самостоятельно выполнять учебные задачи, в частности домашние.
Очень важно научить ученика работать с книгой и в школе, и дома.
Как показывает опыт, для того, чтобы самостоятельная работа учащихся была
эффективной нужно соблюдать определенные условия:
1) четкой, конкретной постановки задач перед учащимися;
2) характер задач и вопросов для самостоятельной работы и их сложность
на разных этапах обучения должен меняться;
3) задания для самостоятельной работы должны быть доступными и
посильными;
4) должна быть дифференциация заданий для самостоятельной работы (можно
разделить учеников класса на определенные группы по уровню их знаний и умений);
5) должна соблюдаться систематичность и последовательность применения
самостоятельной работы учащихся в процессе обучения;
6) важно соблюдать взаимосвязи различных видов самостоятельной
работы учащихся на уроке и разнообразить их,
7) должен существовать взаимосвязь классной и домашней самостоятельной
работы.
Экспериментальные исследования подтверждают, что самостоятельная работа
учащихся в процессе изучения предмета является основным средством выявления и развития в
них творческих способностей и одаренности, подготовки их к практической
деятельности. В зависимости от подготовленности учащихся учитель каждый раз должен сам
определять последовательность и насыщенность самостоятельной работы, проявить свое
творчество и инициативу. По мере перехода учащихся из класса в класс растет уровень их
знаний и познавательные возможности. Учебный процесс раскрывается все
полнее и глубже. В связи с этим и виды самостоятельной работы постепенно
усложняются, но надо также помнить, что самостоятельная работа - не
самоцель, а одно из средств улучшения всей учебно-воспитательной работы,
подготовки учащихся к жизни, к практической деятельности.

Категория: СТАТЬИ, ВЫСТУПЛЕНИЯ | Добавил: Инночка
Просмотров: 1009 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 natala • 12:53, 12.04.2016
Большое спасибо за Ваш труд. Перезагрузите, пожалуйста, картинку. Заранее благодарны.  smile
avatar