Донецкая Народная Республика
Главная » Файлы » В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ » СТАТЬИ, ВЫСТУПЛЕНИЯ

Развитие творческих способностей младших школьников
11.09.2016, 16:20

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А. Сухомлинский

В концепции школьного воспитания учитывается личностно – ориентированная модель подрастающего поколения, в которой создаются условия для полноценного развития личности, для проявления и развития творческих способностей ребенка.
Актуальность данной проблемы
 Развитие творческих способностей - важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
 Если посмотреть на современное состояние образования , то можно увидеть, что оно характеризуется качественными изменениями в области содержания, которое направлено на развитие творческих способностей личности ребенка. Актуальность и перспективность работы в данном направлении определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность, готовит его к творческой познавательной и общественной деятельности.
Своеобразие моего опыта заключается в определении учащегося главной действующей фигурой учебно–воспитательного процесса, реализации проблем творческого развития личности, разработке педагогических технологий, целью которых не является накопление знаний и умений, а постоянное обогащение творческим опытом и формированием механизма самоорганизации каждого ученика.
Способности человека можно представить в виде дерева:
•корни — природные задатки человека;
•ствол — общие способности;
•ветви — специальные способности, в том числе и творческие.

Чем больше ветвей, тем дерево мощней, пышней и ветвистее его крона!

Психологами установлено, свойства психики человека, основы интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте, хотя результаты развития обычно обнаруживаются позже. А значит, перед учителем начальных классов встаёт задача развития ребёнка, его творческих способностей.
Термин “способный” или “способность” значит:
1) природная одарённость;
2) умение, а значит, возможность производить какие-нибудь действия.
Творчество - это высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество и творческая деятельность определяют человека, поэтому формирование творческой личности приобретает, сегодня не только теоретический, но практический смысл.
В.Э. Чудновский и В.С. Зоркевич предлагают разделить способности личности на два принципиально разных основных типа: на интеллектуальные (способность к обучению – интеллектуальность) и творческие (способность к творчеству – креативность).
Кроме этого, можно говорить об общеэстетических и специальных эстетических способностях (собственно художественных, литературных, музыкальных).
Общеэстетическими способностями мы называем способности, общие для любого вида художественной деятельности. К таким способностям, обеспечивающим любую художественную деятельность, от игры на музыкальном инструменте до созерцания художественного полотна, можно, по мнению В.Г. Маранцмана, отнести следующие:
• потребность общения с искусством, сказывающаяся в частотности обращения к нему, и в возможности переживать «подъёмы духа», энергетическое озарение при соприкосновении с искусством.
• различение подлинного искусства и эрзаца – хотя бы на уровне эмоционального притяжения и отталкивания.
• динамическое переключение восприятия при общении с различными видами искусства.
• потребность выражения своих состояний, жизненной позиции в художественном творчестве.
Говоря о литературных способностях, следует выделить читательские (перцептивные) и творческие (писательские) способности, которые при всей родственности чтения и литературного творчества не могут быть идентичны.
Литература – это предмет, которому принадлежит решающая роль в духовной жизни ребёнка. Это инструмент познания, мышления, развития. Он богат возможностями творческого обогащения. Развивать у детей творческие способности – задача сложная и трудная. С чего же я начинаю? Конечно, с внимания к языку художественного произведения.
Делаю так, чтобы дети учились замечать не только что, но и как изображено. Внедряю тетради творческих работ – “словесные шкатулки”. Открытия детей используются на разных уроках. Дома, в свободное время, эта тетрадь предусматривает свободное сочинительство: стихи, песни, загадки, частушки, юмористические рассказы – и его художественное оформление. Таким образом, активизируется словарный запас школьника, идёт его обогащение и развитие. Этому способствуют задания:
- подобрать слова, сходные и противоположные по смыслу;
- придумать слова на тему словосочетания;
- составить предложения с заданным словом;
- составить предложения с предложенным словосочетанием, по картинке, по схеме;
- составить рассказ по вопросам, по картинкам;
- нарисовать словесную картинку к строчкам рассказа, стихотворения;
- озаглавить части рассказа, картинки, стихотворения.
Включение в уроки подобных заданий создаёт возможность вовлечения учащихся в посильную для них творческую деятельность. Задания этого вида в наибольшей степени побуждают учащихся к самостоятельности и в постановке целей, в достижении нового результата.
К собственно литературным способностям можно отнести качества, в разной степени развитые у читателя и писателя.
Формирую творческие умения во взаимосвязи с речевыми умениями в процессе работы с художественным текстом практически на любом уроке (уроке литературного чтения, изобразительного искусства, труда, русского языка…).
Предлагаю систему познавательных задач, позволяющую целенаправленно осуществлять работу по развитию творческих способностей детей.
“Составь слово”.
Упражнение используется на этапе объявления темы урока с целью тренировки внимания и создания положительной мотивации на изучение новой темы.
В словах, которые я назову, запоминайте первую букву. Если вы всё сделаете правильно, то получится слово, имеющее непосредственное значение к теме урока.
Глухой – ф, звонкий -…
Предпоследняя буква в слове “ветер”.
Стоит за буквой Р.
Суффикс в слове “речной”.
Первая буква алфавита.
Ответ: ВЕСНА.
“Цифровой диктант”.
Упражнение используется на этапе проверки домашнего задания для тренировки внимания и быстроты реакции.
Учитель предлагает детям среагировать на утверждения, которые могут быть составлены верно или заведомо неправильно. Если учащиеся считают, что утверждение правильно, они ставят в тетради 1, если нет – 0.
“Числовой диктант”.
В любом предмете, почти на каждом уроке есть понятия, которые можно выразить в виде числа. Проверяя степень усвоения, учитель действует следующим образом: называет понятия опосредованно, через число и предлагает совершить действие между полученными числами.
Пример: к числу букв в слове “молоко” прибавьте номер склонения этого же существительного (6+2=8).
Число сторон в треугольнике умножьте на количество углов в квадрате.
Номер буквы “Е” в алфавите разделите на число месяцев во времени года.
“Буквенный диктант”.
Ученики не отвечают вслух на вопрос учителя, а молча записывают в тетрадь первую букву ответа. При правильном выполнении задания у детей получается какое-либо слово. (С этим словом можно потом поработать: дать ему определение, составить предложение…).
Как называется часть суток после ночи? (утро – У)
Часть речи, обозначающая действие предмета? (глагол – Г)
“Четвёртое лишнее”.
Упражнение используется на этапе проверки домашнего задания для развития логического мышления.
Задание: в каждом ряду три слова по определённому основанию связаны между собой, а четвёртое – отличается. Найдите его, ответ обоснуйте.
Корова, медведь, лиса, заяц.
Дуремар, Мальвина, Айболит, Пьеро.
Вычитаемое, уменьшаемое, сумма, разность.
“Ребусы, анаграммы”.
Тренировка быстроты реакции, сообразительности, внимания на этапе изучения нового материала.
Ребусы. Этот вид задания является подготовительным к решению логически-поисковых задач, если в слове присутствуют такие его части, как В, ПОД, НА, НАД, числа и т. д., то можно научить детей подбирать варианты их чтения и разгадывания:
У
ШКА
(подушка)
ОД
Р
(народ)
100Л (стол)
Анаграммы. Как можно быстрее поменяйте буквы в слове местами и получите…
Пример: ЛГУО – угол, РЗОЕО – озеро, ОРУК – урок.
“Развивающий канон”.
Творческое задание целесообразно использовать на этапе рефлексии. Необходимо определить вид логической связи и на этом основании вместо знака вопроса написать ответ.
Дикие животные.
Хитрая Л
Злой В
Косой ?
2. Род имени существительного.
Земля ?
Стол М
Окно С
Следует отметить, что многие каноны – это сложные и подлинно творческие задания. Развивающие каноны могут легко и органично вписаться во все методики обучения, направленные на активацию творческого потенциала школьников. Решение многих канонов требует привлечения целого комплекса знаний и умений, извлечение необходимой информации из различных отраслей знаний, умения сопоставлять, анализировать, и, таким образом, позволяет гораздо более полно создавать условия для развития творческих способностей учащихся.
“Развиваем логику”
По определению назови слово:
- хрустящий, зелёный, пупырчатый;
- маленькая, пугливая, компьютерная;
- интересная, толстая, библиотечная.
Придумай два аналогичных примера.
“Найди соответствие”
1. Определите каждое слово 3-4 прилагательными. Например: дробь – десятичная, свинцовая, правильная.
Звук –
Речь –
Предложение –
Словарь –
2. Вставьте в текст прилагательные:
После ____, __ зимы с её ____ ненастьем, наконец – то, наступила ____,____весна. ______стаи ____ воробышков с _____чириканьем наслаждались _____ погодой.
“Закодированное слово”
Кроме быстроты реакции тренирует произвольное внимание.
Обозначим следующие буквы цифрами:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 0
А Б В К М Н О Л Д Т
Какие слова кроются под номерами:
2780 37281 4756101
Этот вид работы можно использовать на уроках русского языка при введении словарных или новых слов. Выписанные с затруднением, они намного лучше запоминаются.
“Кто быстрее”
Этот блок заданий, вызывающий дух здоровой соревновательности, очень хорошо помогает отработать автоматизм необходимых умений и навыков.
Выбери из слов лишь те, которые относятся к именам прилагательным: красота, красивый, краска, красный, красить…
Составьте как можно больше слов по конструкции: с- - о (село, сено, сало…)
Составьте ряд слов, в котором обозначена лишь первая и последняя буквы, а их число не имеет значения: с…г…а…з…т… ( снег, - гора – алмаз – зима).
“Какография”
Детям предлагается неправильно решённая проблема: текст с ошибками, неверно записанная информация, задача, перепутана последовательность действий и т. д.
Условие: найди все ошибки. Мотивируй свой ответ.
“Альтернативные задания”
1. Вспомните 5 литературных произведений А. С. Пушкина, в названии которых встречаются имена прилагательные.
2. Подберите сложные антонимы, например, умная девочка – глупый мальчик
Хороший друг - Слабый мороз –
Поздний вечер - Грустная старость
Короткий день - Радостная встреча –
3. Вставьте пропущенные прилагательные в пословицы и поговорки:
Лучше _____ правда, чем______ ложь.
_______мир лучше _______ войны.
Приведите свои примеры.
4. Если в следующих парах второе слово – синоним первого, замените его антонимом и наоборот:
Грусть – тоска Ложь – вымысел
Мрак – темнота Жара – холод
Близко – рядом Работать – трудиться.
Принципы организации творческой деятельности.
Выделю общие принципы организации коллективной творческой деятельности младших школьников, обеспечивающей формирование образного восприятия детей. К таким принципам можно отнести отсутствие заданного образца; эмоциональные переживания по поводу художественного образа, воспринимаемого и воссоздаваемого (или только создаваемого) в процессе совместной деятельности; развитие межличностных отношений в процессе совместной деятельности.
Отсутствие заданного образца равноценно значимо и для учащихся, и для педагога. Только в этом случае исчезает необходимость соотносить свою деятельность с какими-либо эталонными образцами. Деятельность становится самоценной, а любой результат (и индивидуального, и коллективного опыта) интересен и уникален.
Занимаясь творчеством ребенок формирует у себя такое качество, как одухотворенность. При одухотворенности воображение включено во всю познавательную деятельность, сопровождаясь особо положительными эмоциями.
Художественное творчество необходимо, прежде всего самому ребенку для развития воображения, эмоционально-эстетической сферы, для овладения речью как средством передачи внутреннего мира человека (Л.С.Выготский).
Творчество формирует творческую личность, которая, по мнению психологов, сможет проявить свои творческие способности в жизни в любой сфере практической и художественной деятельности.
Методические рекомендации.
Предлагаю некоторые рекомендации по продуктивному развитию творческих способностей у учащихся младшего школьного возраста. Главная роль в создании благоприятного климата в классе принадлежит учителю. Если учитель будет против проявления творческой активности ученика, то творческое начало ребенка может быть подавлено.
Преследую следующие цели:
- развитие мышления и способности к решению проблем;
- формирование инициативной позиции;
- обеспечение заинтересованности и возможности выбора;
- стимулировать познавательные способности учащихся;
- поддерживать и улучшать самооценку и самоуважение каждого ребенка в проявлении творчества.
Моя задача как педагога заключается в создании микроклимата и условий для естественного «выращивания» и созревания уникальной растущей личности ребенка, ее самоактуализации.
Советы по развитию творческих способностей и стимулирования творческой активности:
• Уважение к личности и интересам ребенка – основа его развития.
• Избегать неодобрительной оценки творческих попыток ребенка.
• Находить слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегать критику – как бы ни были они неудачны.
• Использовать личный пример творческого подхода.
• Вовлекать детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, помогать осваивать способы реализации замыслов.
• Поддерживать их инициативу, самостоятельному воплощению художественных замыслов.
• Предоставлять детям возможность, активно задавать вопросы.
• Обогащать окружающую среду ребенка разнообразным материалом с целью развития любознательности.
• Использовать творческие задания.
• Активная родительская поддержка.
• Обеспечивать благоприятную атмосферу.
Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству, оно постоянный и естественный спутник формирования личности. Способность к творчеству, в конечном счете, развивается у ребенка взрослыми: педагогами и родителями, и это очень тонкая и деликатная область воспитания: растить творчески способного ребенка можно лишь на основе очень глубокого знания его индивидуальности, на основе бережного и тактичного отношения к своеобразию этих черт.
Достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию.
А творческий учитель тот, кто
- участвует в экспериментальной работе школы;
- преподает увлеченно, творчески планирует свою работу, стремится рационализировать тематическое и поурочное планирование;
- свободно ориентируется в современных педагогических идеях, концепциях и технологиях обучения;
- уважает личность ученика;
- дифференцирует объем и сложность заданий;
- побуждает обучающихся к постановке познавательных вопросов, умеет одновременно держать в поле зрения всех учащихся класса;
- развивает ребенка, приспосабливаясь к его зоне ближайшего развития, ориентир развития направлен на ученика;
- педагог содействует ребенку в формировании положительной Я-концепции, самопознания и творческого самопроявления;
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие творческих способностей младших школьников и их творчество должно проходить и в учебной и во внеклассной деятельности, причем деятельность эта должна координироваться.
Целенаправленность, систематичность работы по развитию творческих способностей обеспечивает положительные результаты и позволяет сделать выводы:
1. Речь детей обогащается новыми словами, расширяется их лексикон.
2. Возрастает интерес к изучению предметов.
3. Повышается орфографическая зоркость, улучшается успеваемость по русскому языку, литературному чтению.
4. Развиваются познавательные способности младших школьников, наблюдательность, мышление, воображение детей.
Развитие творческих способностей учащихся способствует их успешной адаптации к новым жизненным условиям, заставляет действовать активно, самостоятельно находить верные решения в затруднительных ситуациях. Это также способствует расширению кругозора учащихся, развитию познавательного интереса, творческой инициативы и активной жизненной позиции.

Литература.
1. Маранцман В.Г. Содружество искусств на уроках литературы // Искусство анализа художественного произведения / Сост. Т.Г. Браже – М., 1971
2. Мащенко П.М.Использование музыки на уроках литературы.- М., 1978- 76с.
3. Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993. 56 стр.
4. Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978. 125 стр.
5. Мурашковская И.Н. Когда я стану волшебником. - Рига: Эксперимент,
1994. 62 стр.
6. Полуянов Д. Воображение и способности. - М.:3нание, 1985. 50стр
7. Винокурова Н.К., 5000 игр и головоломок для школьников, М. АСТ Астрель, 2004
8. Екимова М.А., Кукин Г.П., Задачи на разрезание, М.МЦНМО, 2002
9. Сухин И.Г., 1200 головоломок с неповторяющимися цифрами, М. Астрель ЕРМАК, 2005

Категория: СТАТЬИ, ВЫСТУПЛЕНИЯ | Добавил: сннежка
Просмотров: 1409 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
avatar
0
1 natala • 17:36, 11.09.2016
Огромное спасибо за пополнение методической копилочки!
avatar
2 сннежка • 17:35, 20.09.2016
Пожалуйста!  biggrin
avatar