Донецкая Народная Республика
Главная » Файлы » В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ » СТАТЬИ, ВЫСТУПЛЕНИЯ

Критерии анализа профессиональной деятельности учителя
11.04.2016, 20:09

КРИТЕРИИ АНАЛИЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ УЧИТЕЛЯ

1. Взаимоотношения учителя и учащихся

Критерии оценки

Неудовлетворительный. Открытые конф­ликты учителя с учащимися на уроках (коллегами), отсутствие у учащихся интереса к предмету.

Критический. Учитель находит решения при конфликтных ситуациях на уроках, предметом интересуются отдельные ученики в классе.

Удовлетворительный. Отсутствие конфлик­тов на уроках, предметом интересуется небольшая группа учащихся класса.

Хороший. Уважительные взаимоотношения учителя и учащихся, большинство учащихся класса интересуется предметом.

Высокий. Уважительные взаимоотношения учителя и учащихся, организовано сотруд­ничество с группой учащихся. 34

Оптимальный. Уважительные взаимоотношения учителя и учащихся, организовано сотрудничество с группой учащихся и сотворчество отдельными учениками.

Примечания

  1. Взаимоотношения учителя и учащихся оцениваются во время  наблюдения урока. Интерес учащихся к предмету определяется по
    их активности на уроке.
  2. Сотрудничество учителя и учащих; оценивается по наличию в классе детей, которые работают самостоятельно в течение всего урока с помощью методик, составленных учителе При этом учащиеся изучают программный материал.
  3. Сотворчество учителя  и учащихся оценивается по наличию в классе детей, которые работают самостоятельно в течение всего урока, с помощью методик, составленных учителем. При этом учащиеся наряду с программным изучают и внепрограммный материал повышенной сложности.
  4. Общий уровень коммуникации определяется на основе  сопоставления  взаимоотношений  учителя с учениками на уроках.

 3. Анализ организации уроков

1.Правила

2. Тематическая ориентация.

3.  Элементы мотивации, предварительное повторение.

5. Выбор форм ответа.  

 6. Самоанализ ответа.

7. Совмещение этапов урока.

 8. Поэтапное формирование знаний и умений. 9. Введение метода деятельности.

10.Объединение методов деятельности.

11.Привлечение учащихся для проведения урока.

12.Дробление задания, введение аналогичных заданий.

13.Регулирование темпа обучения с помощью обратной связи.   14.Анализ результатов урока.

 15.Инструктаж по домашнему заданию.

16.Организация и оценивание индивидуальной деятельности учащихся.

Критерии оценки

Неудовлетворительный. Правила органи­зации урока не выполняются.

Критический. Выполняются отдельные правила организации урока.

Удовлетворительный. Выполняется неболь­шая часть правил организации урока.

Хороший. Выполняется большая часть правил организации урока.

Высокий. Выполняются все правила организации урока.

Оптимальный. Учащиеся самостоятельно организуют и проводят урок.

Примечания

  1. Эффективность применения правил организации уроков оценивается во время наблюдений уроков.
  2. Общий уровень организации оценивается   по   критериям   в   соответствии   с количеством применяемых на уроках правил.
  3. Сущность правил организации уроков:

- Размещение учащихся в классе, при котором они не отвлекаются и не нарушают учебного процесса на уроке.

-  Ознакомление учащихся с планом работы  и предполагаемыми

результатами урока.

    - Использование на уроке заданий с интересными, занимательными условиями и заданий практического характера.

  1. Предоставление ученикам возможности повторить материал перед началом проверки знаний.
  2. Возможность отвечать изученный материал, используя конспекты, таблицы, схемы, составленные в тетради или по памяти.
  3. Самооценка выполнения задания с помощью критериев, предложенных учителем.
  4. Умение совместить различные виды учебной деятель­ности учащихся для экономии времени (изучение нового материала с повторением ранее изученного, закрепление с проверкой домашнего задания и т.д.).
  5. Организация учебной работы детей в соответствии с этапами формирования умственных действий.

9. Обеспечение учеников методиками, алгорит­мами или их комплектами для выполнения всех заданий.

10.Комментированное управление, работа бригадами, ученики организуют и проводят отдельные этапы или целые уроки.

11. Упрощение условий заданий, использо­вание ранее выполненных заданий в качестве примеров.

12. Анализ ответов на задание после того, как его выполнило большинство учеников класса.

13. Сравнение результатов урока с планом урока, краткий анализ причин невыполнения или перевыполнения.

14. Ознакомление учащихся с видами и методами выполнения домашних заданий.

15. Органи­зация самостоятельной учебной работы (по возможности дифференцированной) детей на уроках с помощью методик и алгоритмов, оценивание результатов.

4. Рациональное планирование задач темы и оптимальный выбор заданий для их реали­зации.

Критерии оценки

Неудовлетворительный. Задачи урока не планируются или планируются неправильно, учебные задания не соответствуют задачам.

Критический. На каждый урок планируется одна группа образовательных задач: учебные, развивающие или воспитательные, в соответствии с которой выбраны задания для учащихся.

Удовлетворительный. На каждый урок планируются две группы образовательных задач, в соответствии с которыми выбраны задания для учащихся.

Хороший. На каждый урок планируются учебные, развивающие и воспитательные задачи, в соответствии с которыми выбраны задания для учащихся.

Высокий. Составлена система учебных, развивающих и воспитательных задач для всей темы, на основе которой учащиеся совместно с учителем определяют задачи каждого урока. Задания подобраны в соответствии с 'задачами всей темы.

Оптимальный. Составлена система учеб­ных, развивающих и воспитательных задач для всей темы, на основе которой учащиеся самостоятельно определяют задачи каждого урока и выбирают задания. Задания подобраны в соответствии с задачами всей темы.

Примечания

  1. Рациональность планирования задач и оптимальность выбора заданий оцениваются при анализе конспектов уроков.
  2. Планирование учебных, развивающих и воспитательных задач темы — это опреде­ление конкретных результатов образования по
    теме.
  3. Единицей учебного процесса является тема, а не отдельный урок. Оптимальный вариант планирования задач — для всей темы. Это позволяет учителю сравнивать содержание заданий для каждого урока с задачами темы и
    вносить в него необходимые коррективы, с учетом достигнутого уровня знаний и  умений детей.
  4. Учебные задачи — это система терминов и правил, которые необходимо запомнить всем учащимся, теоретические вопросы, учебные
    умения и правила организации учебной работы.
  5. Развивающие задачи — это комплекс  творческих (сравнение,  определение причин и следствий, планирование и анализ деятель­ности,  определение  взаимосвязей  между структурными элементами и функциями и др.) и обще интеллектуальных умений (правила запоминания, речи, внимания, воображения).
  6. Воспитательные задачи — это правила нравственности и культуры поведения, которые формируются и развиваются на материале
    темы.
  1. На каждом уроке по теме, в первую очередь, должен выполняться минимальный комплект заданий для выполнения учебных, развивающих и воспитательных задач.
  2. Учителю следует не только обучать учащихся выполнению заданий, но и умению самостоятельно планировать задачи отдельных уроков в соответствии с задачами темы и обеспечить возможность выбора заданий для их выполнения (оптимальный критерий).

 

5.Методы преподавания

Н - Неправильное применение методов

А - "Объяснительно- иллюстративные

У - Репродуктивные

Х - Частично-творческие

В - Творческие

О -  Исследовательские

* Здесь и далее указаны первые буквы названий критериев.

Примечания

  1. Методы преподавания оцениваются при анализе конспектов уроков.
  2. При наличии в конспекте указанных методов, делается отметка (кружок, крестик) на уровне соответствующего критерия. Общий уровень   методов   преподавания   по  теме определяется как среднее значение по каждому уроку.
  3. На уроках необходимо использовать как можно    большее   разнообразие    методов преподавания    и    особенно   частично   - творческих, творческих и исследовательских.

4.  Совместное  применение активных методов преподавания обеспечивает работу всех органов  чувств  учащихся,   что  улучшает
усвоение материала. Объяснительно-иллюстра­тивные   методы    необходимо   дополнять проблемными    вопросами,    требующими самостоятельной мыслительной деятельности детей.

 

6.Дифференциация учебной информации и заданий

Примечания

  1. Дифференцированный подход предпо­лагает подготовку учителем репродуктивных, творческих и практических заданий разного уровня сложности. Учащимся предоставляется право самим выбирать задания для выпо­лнения.
  2. Система дифференцированных заданий включает в себя минимально три уровня сложности вопросов, задач и практических работ.

 3. Индивидуальное обучение основывается на заданиях, составленных специально для каждого ученика.

7. Содержание и методика процесса формирования

знаний и научных убеждений.

        Критерии оценки

Неудовлетворительный. Преобладает репродуктивная деятельность  учащихся по теме, не соблюдаются правила формирования умственных действий.

Критический. Преобладает репродуктивная и фрагментарная творческая деятельность по теме, имеются нарушения правил формирования умственных действий у учащихся.

Удовлетворительный. Репродуктивная и фрагментарная творческая деятельность по теме, выполняются правила формирования умственных действий.

Хороший. Репродуктивная и комплексная творческая деятельность по теме, выполняются правила формирования умственных действий.

Высокий. Репродуктивная, комплексная творческая и элементарная исследовательская деятельность учащихся по теме, выполняются правила формирования умственных действий.

Оптимальный. Репродуктивная, комплекс­ная творческая и исследовательская деятельность учащихся по теме, выполняются правила формирования умственных действий.

Примечания

1.  Формирование научных убеждений у учащихся осуществляется через репродук­тивную (формирование знаний и представ­лений), творческую (формирование убеждений) и исследовательскую деятельность (коррекция убеждений в соответствии с новыми научными данными) по каждой Теме.

2.   Необходимо, чтобы в каждой теме учащиеся выполняли задания по каждому из этих трех видов деятельности.

3.  Организация процесса формирования знаний и развития научных убеждений должна осуществляться в соответствии с правилами поэтапного    формирования    умственных действий (постановка цели урока, создание мотивации к деятельности, ознакомление с планом выполнения заданий, выполнение заданий, осмысление и повторение материала, закрепление материала, выполнение сложных, творческих заданий с помощью изученного материала). Это позволит правильно развивать память, мышление и речь у учащихся.

Примечания

1. Развитие учащихся возможно только в процессе   самостоятельного  выполнения учебных заданий.

2.  Для   проведения   самостоятельной учебной  работы учащиеся должны быть обеспечены планом деятельности и алгорит­мами выполнения заданий.

3. Перед проведением самостоятельной работы необходимо ознакомить учеников с образцами выполнения новых заданий.

4.   Необходимо   постепенно   обучать учеников самостоятельному планированию и выполнению учебной деятельности.

8. Развитие умений работы с учебной информацией

Н.    Учебные умения не формируются и не развиваются на уроках

К. Составление элементарных моделей учебной информации, переписывание в тетрадь правил, определений, схем, формул из учебника

У. Составление эле­ментарных моделей информации с выделением взаимосвязей между понятиями и правилами

Х.  Самостоятельное дополнение элементов моделей информации: таблиц, педагогических рисунков, дополнение конспектов, схем, планов

В.  Самостоятельное составление полных моделей информации: конспектов, рефератов, докладов, структурно-логических схем, тематических планов

О.  Составление и систематизация моделей информации взятых из научно-

 популярных изданий с выделением исследовательских задач (научная картотека)

Примечания

  1. Для   успешной   работы   с  учебной информацией, учащиеся должны владеть важнейшими учебными умениями: беглое чтение, осмысленное письмо, устный счет знание таблицы умножения, основные правила преобразования     учебной     информации,
    наблюдение, правильное запоминание.
  2. Основные правила преобразования учебной информации. умение найти необхо­димую информацию в учебнике, сократить,
    дополнить, изменить предложенный текст, составление аннотаций, конспектов, схем, таблиц, планов, рефератов, объединение и
    систематизация правил и фрагментов текстов (модели информации).
  3. Обучение учащихся учебным умениям должно осуществляться постепенно: изменение предложенной модели информации; допо­лнение модели; самостоятельное составление модели.

Примечания

1.  Система  творческих  задач   -   это комплект, в который входят творческие задачи с интересным содержанием из трех основных
групп:     причинно-следственные     связи, комбинирование информации, планирование и выполнение практической деятельности.

  1. Применение системы творческих задач для развития мотивации у учащихся к учебной деятельности предполагает использование на
    каждом уроке минимально по одной задаче из каждой группы.
  2. Поиск и решение исследовательской задачи осуществляется в процессе работы учащихся с научно-популярной литературой
    или описательными материалами о природе и культуре своего края.

9. Развитие интеллектуальных умений

Примечания

  1. Развитие интеллекта учащихся осущест­вляется путем усвоения системы правил интеллектуальной деятельности: запоминания
    учебной информации; решения творческих задач; выполнения практических заданий.
  2. Правила интеллектуальной деятельности должны быть оформлены в виде специальных алгоритмов в тетрадях учащихся и применяться
    для выполнения соответствующих заданий.
  3. В  процессе обучения,  необходимо ознакомить учащихся со всеми группами методов  интеллектуальной деятельности:

- методы активизации мышления (мозговой штурм,    метод    контрольных    вопросов,    морфологический     анализ);

- системные технологии (системный анализ, анализ явлений и процессов, приемы решения противоречий);

- системная мыслительная деятельность (имитационные и организационно - деятельностей игры);

- методы запоминания (образное воспроизведение, непроизвольное запоминание);

- методы практической деятельности (наблюдение, измерение, опыт, констру­ирование, проектирование, исследование).

10. Воспитание нравственности на уроках

 Н. На уроках нет анализа нравственных ситуации

К.. В материалы отдельных уроков раздела включен анализ нравственных ситуаций.

У. В материалы нескольких уроков темы включен анализ нравственных ситуаций

X.  В материалы всех уроков по многим темам включен анализ нравственных ситуаций.

В. В материалы всех уроков по всем темам включен анализ нравственных ситуаций.

О. В материалы всех уроков по темам включен анализ нравственных ситуаций, отдельные уроки содержат нерешенные нравственные проблемы        

Примечания

  1.  Нравственные ситуации -  это примеры деятельности человека в природе и культурной среде   в   которых   показаны   нарушения нравственных правил.
  2. Основные нравственные правила:
  1. все полезное имеет право на развитие;
  2. ничто не может быть уничтожено, если оно не вредит природе и человеку;

3) осуществлять деятельность можно разными способами;

  1. правил без исключений не бывает;
  2. хорошему делу необходима помощь;

6)  главное   в   жизни   —   творческая деятельность.

3. Нравственные ситуации создаются на основе изучаемого материала и включают в себя особенности деятельности человека или ее результаты.

11. Воспитание культуры поведения на уроках

Критерии оценки

Неудовлетворительный. Содержание уроков по теме не обеспечивает воспитания у учащихся культуры поведения.

Критический. Содержание отдельных уроков по теме способствует воспитанию у учащихся культуры поведения.

Удовлетворительный. Содержание большей части уроков по теме способствует воспитанию у учащихся культуры поведения.

Хороший. Содержание большей части уроков по разделу способствует воспитанию у учащихся культуры поведения.

Высокий. Содержание большей части уроков по курсу способствует воспитанию у учащихся культуры поведения.

Оптимальный. Содержание всех уроков по курсу способствует воспитанию у учащихся культуры поведения.

Примечания

  1. Культура поведения - это научно-обоснованные правила деятельности человека в окружающей среде.
  2. На уроках необходимо предлагать учащимся жизненные ситуации для анализа, в процессе которого они обучаются правильно
    поступать в соответствии с изученными научными закономерностями.

 

Категория: СТАТЬИ, ВЫСТУПЛЕНИЯ | Добавил: belevtzovalarisa
Просмотров: 1074 | Загрузок: 13 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar