Донецкая Народная Республика
Главная » Файлы » В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ » РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Мероприятие для родителей «Нравственные законы жизни в семье и воспитание ребенка»
15.12.2019, 22:34

«Нравственные законы жизни в семье и воспитание ребенка»

Цель: обговорить с родителями основные правила семейного воспитания, формировать привычки анализировать неудачи в воспитании; поделиться информацией про стили, принципы воспитания детей, их влияние на семейные взаимоотношения и развитие личностных качеств ребенка (доброта, чуткость, коммуникабельность).

Задачи: формирование у родителей активного и ответственного отношения к нравственному воспитанию детей, развитие педагогической культуры, поддержание атмосферы сотрудничества и конструктивного диалога; воспитание активного отношения к своей семье, чувства ответственности за сохранение нравственных отношений в семье.

Прогнозируемый результат: осознание родителями необходимости внимательного отношения к нравственным проблемам воспитания детей.

Форма: родительское собрание с элементами беседы, игр.

Оборудование: ИКТ, ручки, листы формата А4, анкета, тест, макет чаши, сердца, макет «Ассоциативный куст».

 

Ход собрания

  1. Вступительное слово учителя.

Уважаемые родители! Наши дети быстро растут. И мы с Вами постоянно говорим о том, что наших сыновей и дочерей нужно обучать и воспитывать. Каким образом необходимо развивать их как личность?

Вы знаете, что школа – заведение не только, учебное, но и воспитательное. Но все-таки основы воспитания ребенка закладываются не только в школе, но и большую часть в семье, где растёт мальчик или девочка, в их семейном окружении.

Ассоциативный куст

СЕМЬЯ…Каковы ваши ассоциации с этим словом? (дети, любовь, дом, верность и т.д.) (Приложение 1)

 

От семейных законов и традиций, от подхода родителей к проблемам воспитания ребенка зависит очень многое. Наша стремительная и полная стрессов жизнь, к сожалению, не всегда даёт возможность уделять внимание этой проблеме.

Каким же должен быть педагогически правильный подход к воспитанию ребёнка? Какие ошибки мы допускаем чаще всего? Какими должны быть законы жизни семьи для того, чтобы в ней выросли дочка или сын, с определёнными моральными качествами, воспитанные и благодарные Вам, своим родителям, за жизненную мудрость?

Именно об этом мы и поговорим с Вами сегодня на собрании.

Просмотр видеоролика «Притча о воспитании»

Ссылка : https://www.youtube.com/watch?v=sVZwxPsyI1c

 

  1. Беседа классного руководителя «Стили и приёмы воспитания в семье, их последствия».

Первой общественной ступенькой в жизни человека является семья. Семья в раннем возрасте направляет осознание, волю, чувства ребёнка. Свой первый жизненный опыт, элементарные знания про окружающий мир, умения и навыки жизни в обществе, сын или дочка приобретает под влиянием и руководством отца и матери.

На всю жизнь запоминаются и остаются в жизни каждого впечатления из детства. В большинстве случаев эти впечатления – о самых родных людях, про их отношение, про ту атмосферу, которая царила в семье.

А атмосфера в каждой семье – своя. В любом семейном окружении существует собственный микроклимат, взаимоотношения между родителями и детьми. Эти отношения принято называть стилем семейного воспитания.

В большей степени психологическое и моральное развитие ребёнка зависит от стиля воспитания в семье.

Как же мы воспитываем своих детей? Наверное, каждый родитель хотел бы воспитывать своего ребенка так, чтобы он стал его счастьем и гордостью. Быть родителями – это действительно нелёгкий, кропотливый труд.

Согласны ли Вы с такой мыслью? (приглашение родителей к открытому диалогу, обмену информацией и опытом.)

Есть две стороны, два участника воспитательного процесса – родители и дети. Кто из участников, в результате этого процесса, наследует черты характера и поведения?

Также народная мудрость говорит нам о наследственности, о том, что часто дети становятся похожими на своих главных воспитателей – родителей. «У доброго батюшки – добры и детки»; «Яблоко от яблони недалеко падает»; «Каково дерево – такова и груша» - эти и много других пословиц рассказывают нам о том , что в наших детях, повторяемся мы сами, повторяемся не только внешне, но и внутренне – повадками, способом жизни, морально. Замечали ли Вы, что ваш ребёнок уже успел перенять у Вас определённые черты? Расскажите об этом.

Наш беседа посвящена моральным устоям семье, попытке обозначить формулу родительской педагогики, обменяться своим опытом воспитания детей в семье. Мы обсудим некоторые типы неправильного семейного воспитания, хотя на самом деле их огромное количество.

  1. Анкетирование «Наша семья»

(Приложение 2)

Психология семейного воспитания выдвигает требование про оптимальную родительскую позицию. А позиция заключается в таких условиях:

- родители принимают своего ребёнка таким, какой он есть;

- с душевным теплом и любовью относятся к ребёнку;

- объективно оценивают дочь или сына и на основе этой оценки обозначают своё воспитание;

- родители способны изменять методы и формы действий в соответствии с изменениями обстоятельств жизни ребёнка;

- воспитательные родительские усилия направлены в будущее и соотносятся с требованиями, которые ставит перед ребёнком его дальнейшая жизнь.

Оптимальная родительская позиция направлена на благо ребёнка. Она предусматривает критичное отношение родителей к собственным ошибкам. Прогрессивная гуманистическая мысль еще два столетия назад понимала воспитание, как взаимодействие равноправных участников.

Как Вы считаете, на чём держится воспитание в семье, что есть его основой и залогом эффективности?

Всё воспитание в семье держится на любви к детям. Именно родительская любовь обеспечивает полноценное развитие и счастье ребёнка.

Семейное воспитание эмоциональное по своему содержанию, поэтому предполагает не только родительскую любовь, но и ответные чувства детей к родителям.

Любовь – творец всего доброго, возвышенного. Это – основа людских взаимоотношений. Наши дети очень чувственно реагируют на проявление любви и ласки, также остро переживают их недостаток. Очень много о родительской любви говорил известный педагог В.А. Сухомлинский: “Живя в семье, ребёнок должен быть уверен, что его очень, очень любят и он тоже кого-то безгранично любит. Такая любовь оберегает, создаёт чувство защищённости, настоящего комфорта. При этом ребёнок активно познаёт мир, легче усваивает знания. У него лучше раскрываются способности, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей”.

Выскажите своё мнение, чему может научить родительская любовь? (Рассуждение родителей.)

Под влиянием родительской любви ребёнок осознаёт понятия «человечность», учится культуре чувств, учится понимать добро; у него формируется чувство ответственности и долга, моральные качества. Благодаря любящему отношению отца и матери, ребёнок постепенно овладевает способностью решать сложные жизненные проблемы.

В практике семейного воспитания нередко можно наблюдать случаи, когда родители необычайно сильно любят своих детей, постоянно оберегают их от всяческих трудностей, тщательно заботятся о здоровье и питании детей, беспокоятся про обучение, но дети при этом вырастают эгоистичными, жестокими и грубыми. И в первую очередь, это определяется по отношению к родителям. Как вы думаете, кто виноват в такой ситуации? (ответы родителей, обмен опытом).

Виновата не сама любовь, а нерассудительность родительской любви.

Воспитание любовью не запрещает и не исключает контроля со стороны родителей. К таким рассуждениям приходят психологи, которые изучают проблемы семейного воспитания. Контроль необходим ребёнку, как важное условие целенаправленного воспитания.

Ребенок теряется в окружающем мире, ему не всегда легко сориентироваться в правилах, вещах, людях. Одновременно контроль вступает в противоречия с потребностями ребёнка быть самостоятельным, реализовывать себя. Родителям нужно знать такие формы контроля, которые соответствуют возрасту ребёнка и не ущемляют его самостоятельность, одновременно способствуя самоконтролю ребёнка.

Психологи нашего времени предлагают вместо директивного, угнетающего контроля («делай, как я сказал») использовать инструктивный контроль («может, ты поступишь так, как я предлагаю»). Инструктивный контроль так же интересен и полезен тем, что его методика развивает инициативу, трудоспособность, самодисциплину ребёнка.

Непросто изменить подходы к воспитанию детей, которые уже укоренились в нашем сознании. Тем, кто открыт к новому опыту и желает что-то изменить в отношении воспитания детей, хотелось бы напомнить утверждение Януша Корчака о правах ребёнка: “ребёнок имеет право на сегодняшний день, ребёнок имеет право быть тем, кем он есть”.

Известный педагог Ш. А. Амонашвили говорил о детях: Плохими дети не рождаются. Ребёнок рождается, чтобы познать мир, а не злить родителей и учителя. Настоящая основа человека – не отдельные его качества, а способ жизни. Ребёнок живёт с первых минут рождения, а не готовится к жизни. Он – существо социальное. Любая личность развивается в общении. Ребёнку необходимо сотрудничество. В сотрудничестве ребёнок становится умнее, сильнее, чем во время самостоятельной работы.

Именно принятие ребёнка не только сердцем, но и разумом, осознание своей ответственности за судьбу маленького человека поможет Вам выбрать тот стиль семейного воспитания, который действительно принесет благо и ребёнку, и родителям.

  1. Тест «Какой Вы родитель?» (Приложение 3)

Предлагаю Вам пройти тест, ответив на вопросы, благодаря которым вы сможете понять, какой Вы родитель. (Обсуждение итогов теста.)

  1. Игра «Бумажный человечек». (Приложение 4)

У вас на столах лежит лист бумаги. Давайте из него попробуем сделать фигурку человечка.

«Представьте, что это ваш ребенок. Поругайте его, за что вы его обычно ругаете».

На каждое «ругательство» прошу Вас загибать поочередно ручку, ручку, ножку, ножку, головку.

«Смотрите, как ребенок закрылся от вас».

«А теперь похвалите вашего ребенка».

На каждую похвалу необходимо поочередно разгибать ребенка - ручку, ручку, ножку, ножку, головку. (Учитель обращает внимание на то, хватило ли у родителей хороших слов, чтобы развернуть человечка полностью).

«Посмотрите, остался ли человечек (ваш ребенок) таким как раньше?» - сгибы на бумаге остаются, как и шрамы на душе от постоянной критики.

«Что вам было легче – ругать или хвалить?»

Воспитание ребёнка занимает огромную часть времени, тем не менее, существуют способы решения различных ситуаций. Вы можете успешно заниматься воспитанием ребёнка и сохранить собственные силы и душевное равновесие.

Для этого нужно придерживаться ряда важных условий:

Время и внимание. Дарите Вашему ребёнку по возможности, как можно больше времени и внимания. Минуты, проведённые с детьми, должны принадлежать только им. Позитивный эффект дают совместные прогулки, наблюдения за природой. Слушайте вместе с ребёнком музыку, которая соответствует его возрасту. Занимайтесь творческими видами деятельности – общий рисунок, изобретение, также принесут вам радость и будут развивать творческие способности Вашего чада. Такое общение создаёт эмоциональную, душевную близость между ребёнком и родителями. Важным позитивным ритуалом может стать семейное чтение или рассказ интересной истории на ночь.

Учитесь слушать, слышать вашего ребёнка и откровенно разговаривать с ним!

Детям необходимо кому-то доверять, им нужно обязательно рассказывать о своих переживаниях и заботах. Часто родители, ссылаясь на то, что у них мало времени, не слышат своих детей. В таких семьях не хватает общения и понимания. Ребёнку необходимо поделиться новостями, ведь за время учебно-воспитательного процесса их накапливается очень много. Способность слушать – важное качество, которое облегчит общение с Вашим ребёнком.

Следующим условием правильного воспитания есть – мотивы и похвала. Мотивация и поощрения эффективнее, чем наказание. Таким образом Вы помогаете Вашему ребёнку раскрыться в определенных видах деятельности. Правила мотивации Вы можете использовать каждый день.

Необходимый аспект воспитания детей в семье – семейный устав, традиции.

Во многих семьях возникают трудности с правильным распорядком дня. Это очень вредит семейному микроклимату. Детям необходим строгий распорядок дня: установленное время для еды, сна, выполнение домашних заданий и отдыха. Это даёт им чувство уверенности и защищенности. Для ребенка очень важен определенный порядок, установленный, как в семье, так и в школе.

Семейные традиции для детей имеют большое значение: они создают определённые обязанности и укрепляют семейные отношения.

Следующее условие эффективного воспитания в семье – установка разумных пределов. Не секрет, что дети любят провоцировать своих родителей, испытывая Вас на предмет того, как далеко им можно зайти. Взрослые часто реагируют на это беспомощно или раздражительно. У вас должны быть требования, четкие указания, понятные задания.

Если вы – сильная личность, то Вас будут уважать и окружающие, и ваши дети.

Современные дети очень «загружены». Школа, домашние задания, обязанности по дому, дополнительные занятия спортом или музыкой, изучение иностранных языков – всё это для школьника реальность. В результате ребёнок «разрывается» между занятиями и не имеет возможности отдохнуть. В такой ситуации родителям необходимо позаботится о «свободном пространстве» для своего ребёнка.

Не бойтесь выявлять ошибки. Если ребенок совершает плохие поступки, родители обязаны объяснить ему, почему он должен изменить такое поведение. Только объяснения помогут ему понять свои ошибки, попросить извинения и больше не совершать таких поступков.

И последний совет – доверяйте своим детям!

Отцы и матери, которые контролируют каждый шаг своего чада, вовсе не помогают им. Намного лучше для ребенка, как можно раньше научиться принимать собственные маленькие решения самостоятельно и, соответственно, нести за них ответственность. Приучить ребёнка к самостоятельности и независимости означает, что родители должны дать ему необходимое пространство для развития. Таким образом, Вы предоставляете ребёнку возможность обрести уверенность в себе и в собственных силах.

  1. Игра. «Душа ребёнка – полная чаша». (Приложение 5,6)

Душа ребенка – это полная чаша (на доске чаша, вырезанная из листа ватмана.) Каким вы хотите видеть своего ребенка? (Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить?)

У каждого из Вас (и у меня) есть сердечко (сердечки вырезаны из ярких открыток), поместите его в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка? (При помощи скотча родители, называя качество, “помещают” сердечко в чашу.

-Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…

- Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка!

А чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче, семья, в которой живёт Ваш ребёнок, должна быть одним из немногих мест, где ребёнок может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости и уникальности.

Заключительное слово учителя.

Про воспитание детей, про взаимоотношения между ребёнком и родителями, про атмосферу в семье можно дискуссировать очень долго, но наши собрание , посвященное семейному воспитанию , подошло к концу.

Я искренне желаю Вам терпения и доброты, любви и мудрости, рассудительности и умения контролировать себя. Пусть Ваши семьи будут крепкими и дружными, пусть в них всегда царят благосостояние, мир и согласие. И пусть наши дети в окружении Вашей заботы и внимания растут счастливыми! Всего доброго Вам, уважаемые родители!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика Любви и Свободы. Москва. Аргументы и факты, 1993. - 608 стр.
  2. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б. Дерманова. - СПб., 2002. С.102-103.
  3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: «Оникс», «Мир и образование», 2007. - 639 с.
  4. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет/авт.-сост. Е.В. Шитова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 169 с. 7
  5. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. Т.1, М.: Педагогика. 1979 г.
  6. Нравственное воспитание младших школьников // Начальная школа. - 2008. - N 5. - c.7-9, 11-14, 19-25, 28 (вкладка).
  7. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: ЧеРо, 2007. - 240 с.
  8. Корчак Я. Как любить детей. -- М.: ЮНИТИ, 2003. - 351 с.
  9. Работа с родителями: Сборник статей. /Под общ.ред. Осиповой М.П., Бугрим Г.А. Минск: УП «Экоперспекгива», 2003. - 216 с.
  10. Сухарь Е. Ошибки семейного воспитания: Советы родителям // Воспитание школьников. - 2005. - №3. - С.46-48.
Категория: РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ | Добавил: borisovna15111992
Просмотров: 145 | Загрузок: 9 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar