Главная » Файлы » В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ » КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ |
15.10.2017, 12:42 | |
Патриот - это человек, служащий родине, а родина – это прежде всего народ. Методическая разработка. «Воспитать патриота. Семья как специфическая среда Цель: Вовлечь родителей учащихся в общее дело класса – воспитание патриотических чувств. Задачи:
Оборудование:USB носитель, телевизор,DVD, презентация, листы с анкетой, таблички с надписями «теоретики», «практики», «аналитики» 2.2.1. Пояснение к ведению круглого стола с родителями Организация проведения.
Всем родителям раздаются георгиевские ленты Предварительная работа педагога. В классе оформлена выставка, посвящённая вопросам патриотического воспитания: работы детей по теме «Город, в котором я живу», фотовыставка «Мой любимый город », «Я и мой район », оформлен фотоальбом «Мой дом родной», аппликация детских работ; детям предоставлена художественная литература по данной теме; в классе размещена символика ДНР Звучит песня «С чего начинается Родина?» 2.2.2. Ход круглого стола. 1. Вступительное слово учителя Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить вопросы воспитания любви к нашему родному краю, к родному городу и ответить на главный вопрос нашей работы «Как воспитать патриота в семье?» - Философы, экономисты, психологи, педагоги указывают на самые различные функции современной семьи: производственную, хозяйственно-бытовую, статусную, досуговую, психологическую. Однако семья характеризуется прежде всего тем, что осуществляет такую важнейшую функцию, как воспитание всесторонне развитой, гармоничной личности. Задача семьи и родителей направлена на формирование в детях ответственного отношения к труду, идейным, моральным, духовным ценностям, среди которых на первом месте те, которые отражают отношение ребёнка к своему Отечеству. В преддверии празднования Победы в Великой Отечественной войне речь на собрании пойдёт о роли семьи в воспитании патриота страны, помнящем историческое прошлое своего народа, свято хранящего традиции и историческую память своей семьи. 2. Сообщение группы «теоретиков» (выступление родительницы Кротовой Валентины Владимировны). Семья является благодатной средой для воспитания патриотического сознания, чувств и убеждений у детей. Это обусловлено, во-первых, тем, что она представляет собой своеобразный социально-психологический микроколлектив, который основывается на самых близких, доверительно-тёплых отношениях между родителями и детьми. Уже в первый период жизни ребенка-дошкольника семья имеет большие потенциальные возможности социального воздействия на его сознание и чувственную сферу. Возможности эти кроются во многом: и в общности запросов, стремлений, интересов членов семьи, ответственности, помощи, и в глубочайших чувствах родительской любви. Во-вторых, в семейной среде живым воплощением патриотических чувств для ребенка являются его родители – мать и отец. С ними у детей связываются понятия о своем доме, родных местах, Родине. В-третьих, в семейной среде ни на минуту не прекращается процесс внутрисемейного общения между старшим и младшим поколениями. Это общение способствует не только простому обмену информацией, но и передаче детям и внукам богатейшего духовного опыта и героики прошлых лет, формированию патриотического сознания, чувств и убеждений, установок и поведения. Дети растут, и приходит время, когда они спрашивают, как прожили жизнь дедушка и бабушка, мама и папа. На этот закономерный и серьезный вопрос нельзя не дать ответа, так как в нем – прямой путь к воспитанию чувства патриотизма у сына и дочери, продолжающих дела родителей, своей родословной. «Где был до войны ты и твой отец?», «Где ты был в годы войны?», «Как погиб мой дедушка?». С этими и десятками других вопросов сталкиваются родители. Современные дети, интересующиеся книгами и фильмами о войне, уже имеют свой идеал из книг, теле- и кинофильмов, рассказов, воспоминаний ветеранов. Но им, прежде всего, хочется иметь таким идеалом своих самых близких людей – родителей, старших членов семьи. Вот почему и возникают у них бесконечные вопросы о жизни, боевых и трудовых делах своей семьи, ее родословной. Дети хотят сравнивать свой обобщенный идеал с конкретным человеком, который должен быть хоть в чем-то героическим. Они должны знать о жизни и деятельности родителей, родственников, гордиться ими и их делами, подражать им, продолжать их дела, обогащать лучшие семейные традиции. Жизнь показывает, что дети, если с ними ведется в семье целенаправленная работа, наследуют традиции своей семьи, народа-патриота. В семьях сложились многообразные традиции по воспитанию у подростков патриотического сознания и чувства. Что же может сделать семья по воспитанию патриотических чувств у подростков? 3. Постановка проблемы Учитель: - Сегодня мы должны решить: нужны ли нам патриоты и как воспитать истинного патриота? 4. Выступление группы «аналитиков» (родитель Лемешев Александр Николаевич) Все ли родители говорят с детьми о Родине, героическом прошлом нашего народа? Все ли родители говорят о ее богатстве и красоте, о преданности и служении ей, о защите ее чести и славы? Отдельные родители считают, что в семье об этом говорить излишне: много об этом говорят в школе. Но в том-то и ценность семейных бесед и разговоров, что проходят они чаще всего в непосредственной и доверительной атмосфере. Именно в такой непринужденной обстановке сердца ребят открыты для патриотических чувств, тогда умное и умелое слово отца или матери о Родине, долге глубоко входит как в сознание, так и в сердце сына или дочери.
Проведя статистическую обработку анкет , познакомлю вас с результатами Из вышесказанного можно сделать вывод: -Все респонденты хотят вырастить своего ребёнка патриотом страны; -В большинстве семей ведётся целенаправленная работа по патриотическому воспитанию детей; -50 % опрошенных знают родословную своей семьи; - 25 % хранят военные реликвии дедов и прадедов, ведут беседу с детьми о них; -100 % семей отмечают День Победы и вовлекают в празднование детей; -100 % опрошенных считают целесообразным вести работу по патриотическому воспитанию в школе; - родителями предложены такие классные мероприятия, как «коллективно-творческое дело», «спортивный праздник, посвящённый празднованию Дня Победы», «участие в патриотических конкурсах различного уровня», «составление презентации о родственнике, воевавшем в Великой Отечественной войне», «организация выставки рисунков на военную тему». 6. Выступление группы «практиков» (родительница Овсянникова Елена Михайловна) Как вы думаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребёнка – семье или школе? Конечно, семье! В.А. Сухомлинский, говорил: «Воспитание детей – это труд, причём очень кропотливый». Отец и мать – самые близкие и самые убедительные образцы, с которых ребенок берет пример, которым он подражает, глядя на которых, строит свое поведение». Народная мудрость гласит: «Дитятко, что тесто, как замесишь, так и выросло». Как же надо замесить его, чтобы выросло оно в настоящего человека и гражданина, в гордость для своих родителей и своего молодого государства? Детство – самый важный период для развития всех качеств личности ребёнка. Попав в школу, ребенок впитывает ростки добра и зла В современном мире правильно воспитывать ребёнка – это непростая и ответственная задача, которая целиком ложится на плечи родителей. Помочь ребёнку разобраться, что есть зло, что добро, не оставлять его равнодушным ко всему живому – вот та цель, которая должна стоять перед нами, взрослыми. От нас с вами зависит, каким он вырастет – равнодушным, или заботливым и внимательным. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Патриотизм проявляется как в тяжёлых жизненных ситуациях, так и в повседневной жизни страны. Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотой родной природы, родного края, родной страны. Хорошо, когда дети видят белоствольную берёзку и трепетные осинки и понимают, что это красиво и дорого, потому что родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе любовь к Родине. Вот поэтому перед нами стоит ответственная задача: научить детей с раннего детства любить природу, любить Родину. Дети – будущее нашей Родины – им беречь и охранять её просторы, её красоты и богатства. Наш круглый стол ответит на многие вопросы. Сегодня мы попробуем разобраться в том, что нам мешает и помогает воспитывать искреннего патриота своего государства. Первый вопрос. Что такое патриотизм? Что значит любить Родину? (высказывания родителей). Любовь – это сфера чувств, и мы должны направлять все усилия на развитие чувств ребёнка. Только искренне любящий природу человек и бережно к ней относящийся способен передать эти чувства малышу. Помните, что дети очень наблюдательны и чутки к словам и поступкам взрослых, они всё замечают и подражают нам. Давайте поэтому вместе любоваться природой нашего города, рассказывать детям обо всём, что нас окружает. Это может быть строение или улица, на которой мы живём, памятники и люди, в честь которых они установлены, школа, Дом культуры, библиотека. Начинать надо с самого близкого и дорогого, с воспитания любви к близким, к семье. Как вы думаете, что это значит? Да, любовь к Родине воспитывается через любовь к отцу и матери, своему товарищу, к родному краю. Именно с любви к матери и зарождается личность. Знает ли ваш ребёнок бабушек и дедушек и других родственников? Как их зовут, где они живут, чем они занимаются, где работают? Рассматриваете ли вы семейные фотографии вместе с детьми? Воспоминания… они есть у каждого человека, большого и малого. И копятся они не только в памяти, но и в семейном альбоме – символе истории и времени. Такой есть в каждой семье. В нём собирают фотографии родных и близких людей, радостные и торжественные семейные события, а порой просто забавные случаи. Поэтому, листая альбом вместе с ребёнком, можно показать ему даже тот отрезок времени, когда вы сами были маленькими, а ваши родители были такими, как вы и бабушка была просто мамой! Не упускайте возможность лишний раз пообщаться с ребёнком. Чаще рассматривайте фотографии из семейного альбома. Какие праздники и как вы отмечаете дома? Какое место в них отводится ребёнку? (высказывания родителей). Какие традиции есть у вашей семьи? Сохранение во многих семьях обычаев и традиций, которые передаются из поколения в поколение, своеобразие семейных и родственных отношений являются хорошим средством передачи жизненного опыта детям, способствует созданию гуманных отношений в обществе и в целом, положительно влияют на личность ребёнка. Очень хорошо, когда родители внушают своему ребёнку доверие к педагогу . Итак, первое условие доверия – игра. - Уважаемые мамы, папы, бабушка и дедушки, сейчас мы с вами поиграем . Игра «Семейный сундучок» (проводит Кротов Евгений Михайлович) Для игры используется бутафорский сундук, в котором находятся несколько предметов, необходимых, с точки зрения условной бабушки, для успешного воспитания ребенка. Учитель поочередно достает предметы и предлагает родителям догадаться о вариантах использования этих предметов в воспитании детей. Родители вместе решают, оставить этот предмет в сундуке как инструмент воспитания или удалить его из бабушкиного арсенала. В сундуке находятся:
Второй вопрос. «В чем проявляется патриотизм?» Показать ребенку, что надо любить и беречь, как и почему,- задача и родителей, и школы. Что вы можете предложить? (Заслушивание ответов родителей) Их предложения:
Учитель: - Гуляя по другим городам обращать внимание детей на красивые скверы, площади, улицы, фонтаны, великолепные здания, памятники и т. д. Знакомя ребенка с родным городом, рассказывайте о других странах и государствах, развивайте у него познавательный интерес. И будет хорошо, если у вас и дома будут глобус и карта, интересные книги о жизни животных и растений разных стран.
| |
Просмотров: 1320 | Загрузок: 30 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | |
| |