Донецкая Народная Республика
Главная » Файлы » В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ » КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ

Формирование читательского интереса у младших школьников. Родительское собрание в 1 классе
14.05.2016, 17:01

Формирование читательского интереса у младших школьников
Разработка родительского собрания в 1 классе
Это родительское собрание предлагается проводить в декабре месяце, в конце семестра
Форма проведения: круглый стол
Цель: помочь родителям понять ценность детского чтения как средства обучения и воспитания школьников, как залог их успешного жизненного пути, дать практические советы по совершенствованию техники чтения и формирования читательского интереса.

План работы родительского собрания

1. Анализ анкет, которые заполнялись родителями заранее.
2. Анализ анкетирования (устного) учащихся учителем.
2.1 Потеря интереса к книге у детей. Причины.
2.2 Почему нужно читать быстро и осознанно?
2.3 Как развить скорость чтения?
3. Обмен мнениями среди родителей.
4. Домашнее чтение (советы родителям).
5. Итоги сборов. Решение.

ХОД СОБРАНИЯ
Перед родительскими собраниями учитель предлагал родителям заполнить анкету (без подписи)

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Любит ли Ваш ребенок читать?
2. Что Ваш ребенок больше любит: читать сам или слушать Ваше чтение?
3. Что Вы делаете, когда Ваш ребенок не хочет читать?
4. Как Вы оцениваете хорошее чтение ребенка?
5. Или ребенок пересказывает Вам прочитанную книгу?
6. Обсуждаете ли Вы с ребенком прочитанную книгу?
7. Есть ли у Вас домашняя библиотека? Сколько книг она насчитывает?
8. Есть ли у Вас детская библиотека? Сколько книг она насчитывает?
9. Каких детских писателей Вы можете назвать?
10. Есть ли в Вашей семье традиция читать всем членам семьи?
11. Или обращается к Вам ребенок с вопросами познавательного характера?

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. Любишь ли ты читать?
2. Читают ли тебе книги родители? Как часто?
3. Заставляют тебя родители читать или ты охотно читаешь сам?
4. Где берут тебе книгу родители: в магазине покупают или берут в библиотеке?
5. Какую последнюю книгу ты читал (или тебе прочитали родители)?

Лекция учителя «Формирование читательского интереса у младшего школьника»

Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, воспитывает человечность в самом себе. Поэтому, на мой взгляд, необходимо в полную силу использовать могучее воздействие книги в воспитании и развитии ребенка. Однако, делать это нужно умело, правильно подбирая книги для чтения детям. Книга должна раскрывать перед ребенком идеалы добра, чести, мужества, сострадания, формировать правильное отношение к людям и к самому себе. Интерес к книге, возникший в ранние годы, поможет ребенку в дальнейшем, когда он будет осваивать технику самостоятельного чтения. Носителем культуры ребенка является классическая литература. Чтение детям произведений великих русских писателей и поэтов – обязательное условие для их духовного становления. Благодаря чтению развивается речь ребенка, увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького читателя выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми. Работа с книгой стимулирует творческое воображение, развивает познавательные интересы, расширяет кругозор дошкольника. Ребенок по натуре эмоционален, его привлекает все яркое и красивое. Поэтому для чтения малышу надо выбирать красочные книги. Ребенок должен знать, кто написал книгу, и кто ее иллюстрировал, что благодаря сотворчеству автора и художника, книга – произведение искусства.
В наш век научно-технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению.
В наше время, пожалуй, самые ценные вещи – время и информация. Следовательно, в выигрыше всегда тот, кто в минимальный отрезок времени умеет добывать, воспринимать и перерабатывать максимальный объем информации. В сфере образования эта аксиома верна как нигде, ведь из года в год информационная нагрузка на школьников растет, а в сутках по-прежнему 24 часа. Что же нужно сделать, чтобы помочь ребенку быстро и легко овладевать современными знаниями и быть спокойным за его будущее?
Когда ребенок достигает 12-14 лет, во многих семьях начинаются большие трудности, родители просто хватаются за голову: он вступает в споры по любому вопросу, целыми днями пропадает на улице, но главное – перестает нормально учиться. Его ругают, принимают жесткие меры, но это еще хуже сказывается на его поведении – он ожесточается на весь белый свет. И даже если под нажимом взрослых дает обещание хорошо учиться, исполнить слово уже не может: слишком многое упущено. Он окончательно решает, что учеба – это наказание, тяжелая нерадостная труд.
Чтение, умение читать быстро и осознанно – очень важный аспект в обучении школьника. И умение читать быстро, при этом понимая прочитанное, - формируется у школьников уже в начале первого класса.
Мы сегодня будем говорить о скорочтение, развитие скорости чтения.
Что такое скорость чтения? Это количество слов, прочитанных за 1 минуту. Большинство людей сегодня, как и сто лет назад, читают со скоростью в 250-300 слов в минуту.
Хочу привести примеры из истории человечества.
Алексей Максимович Горький – русский писатель. Большую часть своих книг Сталин просматривал, а многие читал очень внимательно. Некоторые книги он читал по несколько раз. Иосиф Виссарионович просматривал или читал по несколько книг в день. Он сам говорил некоторым из посетителей своего кабинета, показывая на свежую пачку книг на своем письменном столе: «Это моя дневная норма — страниц 500».
Владимир Ильич Ленин читал совершенно по-особенному. «Когда я видел Ленина, что читает, - вспоминает соратник Ленина, - мне казалось, что он не прочитывает строку за строкой, а смотрит страницу за страницей и быстро усваивает все поразительно глубоко и точно: через некоторое время он цитировал на память отдельные фразы и абзацы, как будто он долго и специально изучал только что прочитанное. Именно это и дало возможность Владимиру Ильичу прочесть такое громадное количество книг и статей, которому нельзя не изумиться».
Среди известных людей, которые овладели швидкочитанням, достаточно перечислить таких великих людей как Оноре Де Бальзак, Наполеон, Пушкин, Чернышевский, Ленин, Джон Кеннеди.
Уметь быстро читать и понимать прочитанное – этому может научиться каждый школьник. Важно помочь ему на первых порах обучения.
Бывает так: ребенок учился в первом классе прекрасно, а через три-четыре года перебивается с двойки на тройку. Чем это объяснить - сложностью учебного материала, ленью ребенка, отсутствием способностей? - Люди читают, чтобы получить новую информацию, а это возможно только при условии, что понятен смысл текста. Никто не начнет читать то, что непонятно. Если школьника не научили правильно понимать смысл, заложенный автором, то процесс чтения будет вызывать у него неприятие. Наша цель - создать условия, при которых усвоение прочитанного было бы процессом простым, быстрым и эффективным. Как только ребенок начинает понимать то, что он читает, ему становится интересно.
Уметь быстро осознанно читать необходимо каждому школьнику для усвоения знаний и для дальнейшего успешного обучения в школе.
Приведу пример.
Существуют определенные нормы техники чтения детей начальной школы. О них я скажу позже. Но для примера возьмем ученика 5 класса, который читает текст со скоростью 40 слов в минуту (норма первого класса).
Сколько нужно времени, чтобы приготовить домашнее задание?
Ребенку заданные задания по географии и русскому чтению.
География. Нужно прочитать статью «Характеристика воды как жидкости. Три состояния воды». Этот текст насчитывает 2840 слов. Чтобы прочесть этот текст только один раз, имея такую низкую технику чтения, нужно 70 минут (1 час и 10 минут).
Но, чтобы понять текст, нужно читать его минимум 2 раза, потом пересказать и ответить на вопросы. Вместе только на один предмет нужно потратить 2 часа 20 минут. А в этот день еще есть литература. И страниц там больше, чем в учебнике географии. О качестве подготовки можно только догадываться. Или будет вызывать у этого ученика учение положительные эмоции и желание учиться?
Значит, наша задача – с первого класса создать ребенку такие условия, такие мотивы, чтобы у него было постоянное желание читать. И чтобы он умел быстро и осознанно читать.
Как же развить скорость чтения и сформировать интерес у детей к книге? Как сделать так, чтобы ребенок любил читать книги, чтобы желание читать было у детей такой же необходимостью, как и потребность дышать?
Чтобы книга стала ребенку другом, родители должны придерживаться двух положений:
- воспитывать маленького читателя своим собственным примером;
- не делать за ребенка то, что он уже умеет делать.
Развивая у ребёнка навык чтения, и прививая ему интерес к чтению, мы открываем перед учеником неисчерпаемые по богатству и разнообразию источники приобретения, расширения и углубления познаний себя, о других людях, о мире, помогаем в продвижении личности к высокому духовному опыту человечества.
Рекомендации для родителей
Если ребенок не любит читать, то необходим режим чтения: ребенок читает одну - две строчки, после этого получает краткий отдых. Этот прием вполне подходит тем детям, которые читают неохотно.
Для того, чтобы ребенок видел свои достижения в овладении техникой чтения, надо чаще измерять скорость чтения.
Очень важно, чтобы у ребенка воспитывалось бережное отношение к книге, чтобы он следил за порядком в своем книжном уголке.
Следует проводить беседы о книге, что ребенок прочитала.
Часто хвалитете ребенка за даже незначительные повышения в чтении быстро, подбадривайте ребенка.
Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.
Не следует предлагать ребенку 1,2 класса книгу с большим объемом страниц (даже, если она очень интересная).
Если в начале Вы читаете книгу ребенку, прервите свое чтение на самом интересном эпизоде, это вызовет у ребенка желание поскорее узнать развертку событий в дальнейшем, она будет читать книгу дальше охотно.
Устраивайте семейные чтения. Ребенка будет понимать, что чтение – важная составляющая жизни всей семьи.

Во время обсуждения с родителями учитель предлагает поделиться опытом работы по формированию интереса к чтению и совершенствования техники чтения родителей, результаты техники чтения чьих детей были высокими.

Литература
 Алексеевская А.Т. статья: Формирование читательских интересов младших школьников. - М., 2008. с. 18.
 Зобнина М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? // Начальная школа. - 2007. - №8. - С. 35-43.
 Копчук A. M. Воспитание читательских интересов учащихся. - К., 1985.

Категория: КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ | Добавил: Татьяна
Просмотров: 1704 | Загрузок: 62 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
1 natadontsova57 • 21:28, 09.08.2018
Спасибо hands
avatar