Донецкая Народная Республика
Главная » Файлы » В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ » КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ

День родного языка
29.09.2018, 21:36

Сценарий, посвященный Дню родного языка

Тема: День родного языка

Цель: вызвать интерес учащихся к изучению и сохранению родного языка, воспитать уважение к культуре и традициям своего народа, познакомить учащихся с праздником – Международным днём родного языка.

Форма проведения: конкурс «Знатоки родного языка».

 

Учитель: Язык—одна из величайших загадок человеческого бытия. Одни ученые утверждают, что язык возник из звуков и жестов; другие считают, что люди «изобрели» язык благодаря своему разуму и способности к звукоподражанию, но так или иначе люди когда-то разговаривали на одном языке.

Вопрос детям: А сейчас люди разговаривают на одном языке? Почему? Как появились другие языки на Земле? Послушайте, как это произошло.

- Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим. В разных странах мира люди сегодня говорят на 6000языках. А всегда ли это было так?

- Существует библейская легенда о том, что когда-то все люди говорили на одном языке. Потомки сыновей Ноевых сперва все жили в одном месте, и все говорили на одном языке. Но когда они так размножились, что уже необходимо было разойтись в разные стороны, тогда они, чтобы навсегда оставить о себе памятник, вознамерились построить город и такую башню, которая бы своей вершиной достигла неба.

(Ной – библейский персонаж, который был спасён Господом во время Всемирного потопа вследствие благочествия его и его семейства)

Господу не понравилось это дело.В наказание за такое суетное и гордое намерение, он смешал их языки так, что они перестали понимать друг друга и поневоле должны были рассеяться, оставив недостроенному городу название «Вавилон», что значит «смешение». Вот это событие и называется «вавилонским столпотворением». Так произошли разные народы, говорящие на разных языках

Учитель: В ноябре 1999 года на 30-й Генеральной конференции ЮНЕСКО был провозглашен Международный день родного языка. Отмечаться он стал с февраля 2000 года. Мера, принятая мировой общественностью, призвана способствовать признанию многообразия языков и культур, свободе их проявления. Праздник отмечается ежегодно, 21 февраля

Учитель: Как и все мировое сообщество, мы тоже отмечаем День родного языка. Язык – это целый мир, полный прелести, обаяния и волшебства. Он – живая память народа, его душа, его достояние.

Ученик

 

На свете много стран больших,

И много малых есть,

И для народности любой

Язык свой – это честь.

Гордиться вправе ты, француз,

Французским языком.

Ты говоришь всегда, индус,

О языке своём.

Китаец, турок, серб иль чех,

Датчанин, грек иль финн, -

Конечно, вам дороже всех

Родной язык один.

А я судьбу благодарю,

Мне выше счастья нет,

Что вот по-русски говорю

Уже я десять лет.

Спокоен, весел и певуч,

Насмешлив и суров,

И беспощаден, и могуч,

И грозен для врагов.

Суворов одобрял солдат

На русском языке!

Бессмертный Пушкин сочинял

На русском языке!

Законы Менделеев дал

На русском языке!

 

 

Учитель: Вся жизнь человека неразрывно связана с языком. В детстве мы с упоением слушаем народные сказки, песни, былины. Позже происходит знакомство  с творчеством таких замечательных мастеров слова, как А.С. Пушкин, С.Я. Маршак,  Н.В. Гоголь, И. С. Тургенев, Л.Н. Толстой,

Ученик:

 

Родной язык - богатое наследство,

Пришедшее из глубины веков.

Ты отражаешь мысли человека,

Ты помогаешь выразить любовь.

 

Ты создаешь из букв стихотворенья.

Храня в запасах сотни тысяч слов.

Спустившееся к нам благословенье –

Родной язык, проникший в нашу кровь.

 

  Учитель: Вот давным-давно, когда люди еще не умели читать и писать, но могли говорить и придумали за много сотен лет такие мудрые выражения – как пословицы. Наш родной язык богат пословицами. –Что такое пословица? (Пословица – это краткое, мудрое изречение, которое имеет поучительный смысл и заключает в себе житейскую мудрость).

Учитель: -Для чего нужны пословицы? Пословицы украшают нашу речь, делают её яркой и убедительной.

Объявляется такая игра «Собери пословицу»

Вспомните пословицы по началу фразы и продолжите их.

 

Век живи - …(век учись).

Крепкую дружбу топором …(не разрубишь).

Без труда … (не вытащишь и рыбку из пруда).

Землю солнце красит , а человека - …(труд).

Нет друга – ищи, … (а нашёл береги).

Человек без Родины, … (что соловей без песни).

Поспешишь … (людей насмешишь).

Язык мой - …(враг мой).

Семеро одного … (не ждут).

Хочешь есть калачи …(не сиди на печи).

Делу время  … (потехе час).

Друзья познаются в …(беде).

 

 

 Учитель: В то время пока участники выполняют задание, объявляется конкурс для зрителей «Вопрос-ответ». За правильные ответы вы будете получать жетоны.

  1. Сколько букв в русском алфавите? (33)
  2. Сколько согласных букв? (21)
  3. Слова какой части речи могут заменять существительные в предложениях? (местоимения)
  4. Как называется часть речи, обозначающая действие предмета? (глагол)
  5. Сколько гласных букв? (10)
  6. Первый звук в слове Яблоко? (й)
  7. Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос «кто?» или «что?» (подлежащее)
  8. Какая часть слова служит для связи слов в предложении? (окончание)
  9. - Как пишутся имена собственные?
  10. - Слова, которые обозначают действие предмета и отвечают на вопросы: что делать? что сделать и др
  11. - Слова, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?
  12. - Сколько падежей в русском языке?

 

Конкурс «Крылатых выражений»

- Что такое крылатые выражения? (Крылатые выражения- попали в нашу речь из литературных источников, кратких цитат, образных выражений. Они придают нашей речи особую меткость и выразительность).

Раскройте смысл этих выражений.

1.Во весь дух. (быстро)

2.Сесть в лужу. (быть обманутым)

3.Прикусить язык. (замолчать)

4.Знать на зубок. (выучить)

5.Оказаться у разбитого корыта. (остаться не с чем)

6.В час по чайной ложке. (медленно)

7.Водить за нос.(обманывать)

8.Зарубить на носу. (запомнить)

9.Чесать языком. (болтать)

10.Делать из мухи слона. (преувеличивать)

11.Белая ворона. (о лишнем человеке)

12.За красивые глаза. (бесплатно, даром, просто так)

 

 Учитель: Ассоциативный куст :Язык  драгоценный , великий, богатый , звучный, ласковый, волшебный, мощный ,страстный, меткий, нежный,певучий.

 

Учитель:

 В международный день родного языка

Тебе мы пожелаем:

Люби язык, храни на день и на века!

Не забывай мелодию родного языка!

 

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И НАГРАЖДЕНИЕ.

 

Категория: КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ | Добавил: Yuliya6369
Просмотров: 44 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar