Донецкая Народная Республика
Главная » Файлы » КЕЙС 1 КЛАСС » Воспитательная работа

«Умей дружить. Как найти друга?»
13.10.2018, 20:44

ТЕМА занятия (классного часа) с элементами тренинга:

«Умей дружить. Как найти друга?»

Занятие разработано для детей 7-9 лет (1-3 классы)

Цели:

  • прояснить и определить понятие дружбы, расширить представление обучающихся о дружбе, научить детей представлять себя в процессе знакомства, отработать умение присоединяться к группе, помочь детям понять, какое поведение помогает, а какое мешает дружбе.
  • содействовать развитию коммуникативной культуры детей, развивать мышление, внимание, речь, помочь детям в осознании того, что друзьями могут быть и взрослые, и сверстники, и животные.
  • способствовать сплочению классного коллектива, группы помочь детям осознать ценность дружбы.

Оборудование : запись песни « «Ты и я» (м/ф «Барбоскины»), сказка В.Катаева «Цветик-семицветик» или отрывок из одноименного мультфильма , иллюстрации с изображением героев детских м/ф, которые являются друзьями , бумажные цветы в количестве 4-х разных цветков на каждого ребенка (красный, желтый, синий и белый), иллюстрации ( 11 маленьких и 1 большая ) фантастических существ «Бяк», иллюстрации памятников дружбе, установленных в разных странах мира, по возможности - ноутбук или компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ход занятия

Ритуал приветствия: дети становятся в круг. Все вместе делают 3 хлопка в ладоши перед собой и 1 хлопок в ладошки соседей справа и слева. Хлопки созвучны с ритмом фразы «Здравствуйте, мы!» Фразу дети говорят хором, хлопая в ладоши.

Учитель: Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в волшебную прогулку по стране, которой нет ни на одной географической карте, но в которой были все или даже кто-то находится прямо сейчас. Это-страна Дружбы. Путешествуя по ней, мы вспомним, что такое дружба, подумаем, что значит - уметь дружить, и найдем ответ на вопрос: «Как найти друга?». Итак, будем собираться в путь с веселой песенкой!

Звучит песня «Ты и я» ( м/ф «Барбоскины») (припев и один куплет) Дети могут подпевать (песню желательно заранее с ними разучить).

Ты и я, ты и я,

Мы с тобой - друзья!

Ты и я, ты и я,

Мы с тобой - друзья!

С другом нам легко и просто,

С другом вместе веселей,

Скажем малышам и взрослым:

Береги своих друзей!

  • фоне песни идут слайды (или на доске вывешены иллюстрации) с портретами известных всем детям персонажей, которые являются друзьями : Конек-горбунок и Иванушка, Лило и Стич, Чебурашка и крокодил Гена, Котенок Гав и щенок Шарик, домовенок Кузя и девочка таша, Капитошка и Волчонок Дядя Федор, пёс Шарик и кот Матроскин , Волк и Пес из м/ф «Жил-был пес…» и др.

Разминка

Учитель: А отправимся мы в эту страну на особенном транспортном средстве - топотунделе.

Игра «Топотундель»

Дети строятся друг за другом в круг. Учитель по очереди показывает движения, дети проговаривают за ним «волшебные слова»: «Топотундель -Топотундель – Топотундель - Бумц!» и передвигаются по кругу, повторяя движения. На «Бумц» движения меняются.
1. Идут обычным шагом друг за другом, руки на плечах друг у друга.
2. Идут обычным шагом в положении «полуприсед».
3. В полуприседе, опустив руки, качать головой влево - вправо.
4. Обычным шагом, делая руками летящие движения, кивать головой.
5. Полуприсядя, делая согнутыми в локтях руками вращательные движения.
(Движения можно выбирать другие. Чем причудливей, тем смешнее, и тем больше нравится детям.)

Прояснение и определение понятия «дружба»

Учитель: Вот мы и оказались в этой удивительной стране. Здесь живут настоящие друзья. А что это такое – быть хорошим другом? Давайте послушаем, кто как думает? Закончите фразу, которую я назову. (Дети заканчивают предложение : «Быть хорошим другом - это…»). Обобщая ответы детей, сделать выводы, например:

Я хороший друг, если :

  • проявляю отзывчивость,
  • внимательность,
  • не предаю,
  • со мною весело проводить время,
  • я поступаю по справедливости,
  • всегда готов прийти на помощь,
  • понимаю своего друга.

Учитель: Мы продолжаем наше путешествие и вот - оказались на солнечной полянке, где растет много-много удивительных разноцветных цветов с яркими лепестками.(Цвета -красный, желтый, синий и белый.) Это - Полянка настоящих друзей. Давайте соберем букеты из этих цветов - если у вас есть друг-одноклассник, ровесник - вы берете красный цветок, если есть друг – взрослый - тогда выбираете и синий, если есть друзья-животные (домашний питомец, за которым вы ухаживаете и любите) - берете желтый цветок. А если вы хотите завести друзей, тогда - еще и белый.

Дети подходят к доске и выбирают подходящие цветы. (Если позволяет время, пусть каждый из детей представит своих друзей.)

Учитель: А теперь давайте представимся жителям страны Дружбы. Сейчас я научу вас волшебному знакомству. Оно состоит из трех шагов. Образуйте пары. Каждый придумывает себе волшебное имя и никому его не говорит. Какая пара хочет первой познакомиться? Эта пара выходит в круг. Первый шаг - поздороваться. (Дети здороваются.) Второй шаг - назвать свое имя. Тот, кто знакомится из пары - называет свое имя. Третий шаг - спросить имя другого ребенка. Ребенок узнает волшебное имя своего партнера. Можно предложить еще одной паре потренироваться перед всеми, а затем все одновременно выполняют в парах это упражнение.

Учитель: Иногда получается так, что мы умеем знакомиться, но с нами не хотят дружить, не принимают нас в игру.

(Детям зачитывается отрывок из сказки В.Катаева или демонстрируется отрывок из м/ф «Цветик - семицветик», где девочку Женю не принимали в игру мальчики.)

Учитель:

Бывало ли с вами такое?

Что вы тогда чувствовали?

Что вы делали, кода другие ребята не берут вас играть?

А бывало ли так, что вы сами кого-то не принимали в игру? Почему? (Например, дети могут сказать, что игра уже давно шла, а подошедший ее не готовил, пришел на все готовое, да еще и грубит, пытается навязать свои правила или играет не по правилам; это игра, в которой для него нет роли, он там лишний…)

Сейчас придем на помощь девочке Жене - посоветуем, что же сделать, чтобы тебя взяли играть?

Дети дают советы. На их основе составляются правила: «Как попросить, чтобы тебя взяли в игру?»

Правила могут быть такими:

  • Нужно вежливо просить, чтоб тебя приняли в игру.
  • Нельзя грубо требовать, чтобы с тобой играли.
  • Если хочется играть именно с этими детьми, можно придумать что-то, что заинтересовало бы их, пригодилось для этой игры (например, девочка Женя могла бы сказать: « А медсестры вам в экспедиции нужны?»)
  • Не обижаться. Спросить – почему не берут? Можно ли будет поиграть завтра? Но - не надоедать с просьбами.
  • Если тебя не принимают эти ребята - можно найти других.
  • Если ничего не получается-то можно обратиться к взрослому: учителю или родителям.

Динамическая пауза

Представим, что мы оказались на улицах страны Дружбы. Здесь так весело! Присоединимся к играющим ребятам! ( Учитель рассказывает стихотворение, дети слушают и повторяют показываемые движения)

На прогулку вышли дети.
Раз! — несется с горки Петя.
Два! — за ним летит Ванюша.
Три! — на карусели Ксюша.
А четыре! — в доме Коля.
Пять! — стоит с ведерком Оля.
Шесть! — с мячом играет Митя.
Семь! — с коня слезает Витя.
Восемь! — с куклою Наташа.
Девять! — рядом скачет Маша.
Десять! — по дорожке Федя
Едет на велосипеде.

А теперь наоборот:
Десять! — на велосипеде
По дорожке едет Федя!
Девять! — бойко скачет Маша.
Восемь! — c куклою Наташа.
Семь! — с коня слезает Витя.
Шесть! — бросает мячик Митя.
Пять! — ведерком машет Оля.
А четыре! — в доме Коля.
Три! — на карусели Ксюша.
Два! — с горы летит Ванюша.
Раз! — внизу хохочет Петя.
Нет дружней ребят на свете!

Учитель: Крепкая дружба очень важна и многое дает нам в жизни. Что же она значит? Послушайте это стихотворение. Подумайте - для чего нужны друзья?

Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,

Вот что значит настоящий верный друг.

Мы поссоримся и помиримся,

«Не разлить водой» - шутят все вокруг.

В полдень или в полночь друг придет на помощь,

Вот что значит настоящий верный друг.

Друг всегда меня сможет выручить,

Если что-нибудь приключится вдруг.

Нужным быть кому-то в трудную минуту –

Вот что значит настоящий верный друг.

Дети отвечают на вопрос: «Для чего нужны друзья?»

Осознание поведения, которое разрушает дружбу, освоение навыков дружеского поведения.

Учитель: Но бывает так, что если мы ведем себя с друзьями неправильно - обижаем кого-то или слишком стесняемся, не разговариваем, кто-нибудь может перестать дружить с нами, также, как и мы можем поссориться с теми, кто плохо обращается с нами. В нашу прекрасную страну Дружбы тогда проникают вот такие вот бяки - привередины (демонстрация листочков с изображением черных маленьких некрасивых существ-шариков - «Бяк»). Они приходят, когда что-то мешает дружбе. И очень радуются, когда ребята продолжают ссориться. И сразу же начинают расти, вытесняя остатки дружбы. (Показать большой лист с «выросшей «Бякой») Но ведь им не место среди настоящих друзей! Надо поскорей прогнать их, пока они еще маленькие. Как это сделать? Постараться исправить свое поведение. Поступить правильно. Тогда бяки с испугом убегают! Придумайте, что делать, если друг:

– за что-то на тебя сердится;

– стал тебя дразнить ;

–взял без спросу твою вещь;

–перестал с тобой разговаривать;

–долго не появляется.

Что делать, если ты друга:

–обидел;

–нечаянно ударил;

–одолжил какую-то вещь и забыл вовремя отдать;

-не предложил вовремя свою помощь;

-не поделился шоколадкой с другом;

-забыл о дне рождения друга.

Дети отвечают, предлагая варианты правильных поступков.

Учитель: Вот ребята, мы только что составили главные правила, законы страны Дружбы. Тот, кто следует этим законам, будет иметь верных друзей и сам станет хорошим другом.

Учитель: И теперь, в конце нашего путешествия, мы оказались на главной площади столицы страны Дружбы, на площади Единства. Сколько здесь разных красивых скульптур, символизирующих дружбу! (Показ слайдов или фото с изображением памятников дружбе.) Давайте на память об этом путешествии мы создадим совместную скульптуру под названием « Символ дружбы нашего класса». ( Желательно снять «живую скульптуру» на фото).

Дети принимают выбранные позы, на несколько секунд замирают.

Рефлексия

Учитель: А теперь расскажите - что вам понравилось на уроке? Что запомнилось больше всего? Что было самым трудным? Самым приятным?

Дети отвечают.

Учитель: Молодцы! Желаю вам быть настоящими друзьями!

Дружит с солнцем ветерок
И роса с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою!

Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады.
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!

Ритуал прощания: встав в круг, дети берутся за руки и, начинают покачивать сцепленными руками (первое направление движения - внутрь круга) скандируя фразу «До свиданья, мы!», на последнем слоге при взмахе, направленном внутрь круга, размыкают руки.

 

Категория: Воспитательная работа | Добавил: sklo | Теги: поведение, Дружба, тренинг, классный час
Просмотров: 618 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar