Донецкая Народная Республика
Главная » Файлы » КЕЙС 1 КЛАСС » Конспекты уроков

Конспект урока по литературному чтению для 1 класса по теме "Итоговый урок по изучению звуков [х] [х']. ХЛЕБ - это жизнь". "
25.02.2017, 12:45

РАЗРАБОТКА УРОКА

Учитель начальных классов  МОУ «Школа №78 г. Донецка» Дудка Елена Анатольевна

Тема. Итоговый урок по изучению звуков [х] [х’], буквы Х. ХЛЕБ – это жизнь.

Цель:

- создать условия для развития речи через работу на повторение,

- закрепить и обобщить ранее полученные знания на основе совершенствования навыка плавного, слогового чтения текста познавательного характера,

- воспитывать бережное отношение к хлебу и уважительное отношение к людям труда.

Ход урока

  1. Актуализация опорных знаний учащихся. (Слайд 1)

1. Чтение слов. (Слайд 2)

- Посмотрите на слова, повреждённые жуком-буквоедом. Подумайте, какая буква «съедена», вставьте её и прочитайте слова:

БУ…АНКА ПА…АРИ

- К какому слову подойдёт эта схема?

  1. Повторение сведений о букве Х, обозначающей звуки [х] [х‘].

- Какие звуки и какую букву учили на прошлом уроке?

- Дайте характеристику этим звукам.

3. Чтение рассказа учителем. (Слайд 3)

Вот какой был случай… Мать утром спросила сына : «Что бы ты хотел съесть к завтраку?». Мальчик ответил, не задумываясь:

- Я видел, ты картофельное пюре готовила. Вот бы мне его со сметаной или с маслом… да ещё чаю с молоком.

- Ты подумай хорошенько: кроме того, что просишь, ничего на столе не будет.

- А мне ничего больше и не нужно. Только, конечно, сахару к чаю.

Поставила мать на стол всё, что мальчик просил. Сел он завтракать. Попробовал он пюре со сметаной и ложку отложил.

- Невкусно!

- Что так?

- Понял, не посолено!

Побежал мальчик, взял солонку, сел опять к столу. Протянул руку за хлебом, а хлеба – то на столе нет. Мать смеётся:

- Вот и вышло, что самое простое и нужное – хлеб да соль – ты позабыл. Это неудивительно. Ведь мы привыкли: какая бы еда ни была, без хлеба да соли за стол не садимся.

Хлеб в старину называли «жито», от слова жить.

  1. Сообщение темы и цели урока.

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

- Тема нашего урока – ХЛЕБ – ЭТО ЖИЗНЬ. (Слайд 4)

- Мы поговорим о хлебе, о профессиях людей, делающих всё, чтобы к нам на стол пришла булочка, обсудим как и почему нужно беречь хлеб.

- За работу на уроке вы будете получать зёрнышки и в конце урока из этих зёрнышек мы составим колоски нашего общего коллективного труда.

  1. Закрепление и обобщение изученного материала.
  1. Чтение слов.

Хлеб – это древний и необходимый продукт человеческого труда. Мы встречаемся с хлебом ежедневно.

Хлебушек. Так ласково и с уважением называют хлеб славяне. А иначе и быть не может. Никогда еда не будет вкусной без хлеба. Он всегда на столе и в будни и в праздники. Хлебом солью встречают самых дорогих гостей.

  • Составьте слова из слогов.

НОЙ РЯ МЯГ ПШЕ НЫЙ ШИС

РЖА ГО ЧИЙ КИЙ НИЧ ДУ ТЫЙ

  1. Ассоциативный куст

- Подберите слова, рассказывающие, какой бывает хлеб.

ХЛЕБ: душистый, тёплый, золотистый, свежий, белый, вкусный, ароматный…

  1. Многозначность слова ХЛЕБ. (Слайд 5)

- Скажите слово хлеб – однозначное или многозначное слово?

- Ребята, какое значение имеет слово «хлеб»?

- Оказывается слово ХЛЕБ имеет несколько значений:

  • ХЛЕБ – растение (снопик пшеницы)
  • ХЛЕБ – батоны, булки, пирожки (показ картинки)
  • ХЛЕБ – любая пища человека, продовольствие
  1. Чтение стихотворения учацимися.

Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Вот он – хлебушко душистый,
Вот он теплый, золотистый,
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал – пришел.
В нем здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло:
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе, -

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

  1. Профессии людей.

- Хлеб рождён четырьмя стихиями: солнцем, землёй, водой и огнём. Мы сегодня услышим звуки солнца, земли, огня и воды. С незапамятных времён хлеб стал главной едой людей: сытно, полезно и вкусно.

- Откуда же берётся хлеб?

- Оказывается, чтобы хлебу на стол попасть, нужно пройти длинный путь. Многие профессии нужны для того, чтобы к нам на стол пришла булочка.

- Давайте попробуем вместе по рисункам определить путь хлеба к столу и определить люди, каких профессий принимали участие в его создании.

С чего же надо начать? (Слайды 6-15)

1. Распахать землю. Под весенний птичий свист

Пашет землю ... (ТРАКТОРИСТ)
2. Посеять зерно.

3. Ухаживать Чтоб амбар наш был с зерном,

Нужен в поле…. ( АГРОНОМ)

Через некоторое время появляются всходы. Но чтобы они росли крепкими и не были съедены насекомыми и грызунами, их обрабатывают специалисты.
4. Собрать урожай В поле комбайнов слышится хор,

Хлебный корабль ведёт…. (КОМБАЙНЁР)

Слесарь проверяет и ремонтирует тракторы, комбайны. Убрали, надо отвезти в хранилище.
5. Просушить Сушить, да проветривать, чтобы сохранить урожай.
6. Перемолоть,мукомольный завод Послезавтра, в понедельник,

Смелет всё зерно нам…. (МЕЛЬНИК)

7. Оттуда – на хлебозавод.

Встанем мы, когда вы спите,

И муку просеем в сите,

Докрасна натопим печь,

Чтобы хлеб к утру испечь.(ПЕКАРЬ)

8. И только там рождается хлеб.

9. Отвезли в магазин.

Мне мигает светофор,

Знает он, что я ...(ШОФЁР)

10. Продали в магазине.

Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам ...(ПРОДАВЦЫ)

- Сколько людей разных профессий вложили свой труд в одну буханку? (Очень много)

Он не падает с неба

Появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба

Нужен труд десятков рук.

 

 

  1. Физкультминутка. (Слайд 16-17)

В землю зёрнышко попало. ( Дети присаживаются на корточки, прижимают голову к коленям и закрывают ее руками.)

Прорастать на солнце стало. (Дети поднимают руки вверх над головой)

Дождик, дождик, поливай! Будет хлеба урожай! ( Дети вытягивают руки вперед ладонями вверх и «брызгают » на себя водой)

Дождик землю поливал,
И росточек подрастал. ( Дети медленно встают.)

К свету и теплу тянулся (Руки в стороны)
И красавцем обернулся. ( Руки вперед)

Золотые колоски на ветру качаются,
(Дети встают на носочки, поднимают прямые руки вверх, кисти рук опущены вниз.)
Низко накланяются.
(Дети машут поднятыми вверх руками )

Поспел урожай! Приезжай, убирай! (Наклоны вниз)

 

  1. Работа над текстом «Всё здесь, внученька».

- Прочитайте название текста.

- Как вы думаете, о чём будет идти речь в этом тексте?

- Прослушайте текст, а затем мы обсудим правильность ваших догадок.

- Как вы понимаете слова бабушки о том, что на поле растут и хлеб, и булки, и баранки, и пряники?

  1. Чтение текста учениками.

- Прочитайте текст «цепочкой».

- Найдите первое вопросительное предложение. Чьи это слова?

- Прочитайте следующее предложение. Кто сказал так?

- Назовите действующих лиц этого рассказа.

  1. Чтение по ролям.
  1. Работа над пословицами о хлебе. Работа в парах. (Слайд 18)

Хлеб народ наш уважает,

Его очень почитает.

И пословицы о хлебе

Очень часто он слагает.

- Прочитайте пословицы .

- Прочитайте записанные предложения на листочках. Назовите пословицы, смысл которых объясняют эти предложения.

Много снега зимой на полях – будет хороший урожай. (Зима со снегом – лето с хлебом.)

Сначала люди научились печь ржаной хлеб, а потом калачи из пшеничной муки. (Ржаной хлебушко – калачу дедушка)

Хлеб – главный продукт питания. (Хлеб – всему голова)

  1. Работа над стихотворением С.Михалкова «Булка». Бережное отношение к хлебу.

Три паренька по переулку

Играли, будто бы в футбол,

туда-сюда гоняли булку,

и забивали ею гол.

Шёл мимо незнакомый дядя

Остановился и вздохнул.

И на ребят совсем не глядя,

К той булке руку протянул.

Потом, насупившись сердито,

Он долго пыль с неё сдувал.

И вдруг, спокойно и открыто

При всех её поцеловал.

 

- Скажите, о чём это стихотворение? (Ответы детей)

- Как вы думаете, хорошо ли поступили мальчики?

- Почему незнакомый прохожий поднял и поцеловал булку?

- Как нужно относиться к хлебу?

Берегите, дети, хлеб:
Крошечки все собирате,
Никогда их не топчите,
Птичкам лучше отдавайте.

  1. Итог урока.

- О чём мы сегодня говорили?

– Что запомнили? Так почему говорят, что хлеб – это жизнь? Вы с этим согласны? (Слайд 19)

Есть только одно слово, которое равнозначно слову “хлеб”. Это слово – жизнь. Что может быть важнее хлеба?!

В музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу. Живой – значит победа!

Посмотрите, что у нас получилось (3 колоса). (Слайд 20)

Это ваш результат. Очень важный результат труда. Он необходим каждому из вас.

 

Категория: Конспекты уроков | Добавил: dewa1972
Просмотров: 769 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
avatar
0
1 natala • 19:25, 01.03.2017 [Материал]
Большое спасибо!
avatar
0
2 planeta • 19:52, 12.03.2017 [Материал]
Спасибо за хороший конспект урока. Желаю успехов в Вашем творчестве.
avatar