Донецкая Народная Республика
Главная » Файлы » КЕЙС 1 КЛАСС » Конспекты уроков

Конспект открытого урока по русскому языку в 4-Б классе. Тема: Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён существительных.
14.10.2019, 22:53

МОУ «Школа № 77 города Донецка»
Конспект открытого урока по русскому языку в 4-Б классе.
Тема: Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён существительных.
Цели:
1. Обучающие: дать общее представление о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе; познакомить с признаками имён существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные 1 -го склонения.
2. Развивающие: способствовать развитию речи, мыслительных процессов, орфографической зоркости, памяти, мелкой моторики рук.
3. Воспитательные: воспитывать культуру учебного труда, прививать интерес к урокам русского языка, создание благоприятной психологической обстановки для возможности раскрытия потенциала каждого ученика
Формируемые УУД:
п. — самостоятельное выделение и форму¬лирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез; подведение под понятие, выведение следствий;
к. - уме¬ние с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
р. — поста¬новка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
л. — установление связи между целью учебной дея¬тельности и её мотивом.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: электронная презентация, телевизор, ноутбук, индивидуальные карточки, схемы.
Ход урока
Организационный момент.
Проверьте рабочие места, настройтесь на рабочий лад. Тихо сядьте.
- Мы будем на уроке думать? (да)
- Мы будем рассуждать? (да)
- А может, будем спать? (нет)
- И в облаках летать? (нет)
- Друг другу будем помогать?
- И трудности преодолевать? (да)
- Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением.
Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Не забывайте о том, что для успешной работы необходимо внимательно слушать вопросы учителя и ответы товарищей, а так же не бояться высказывать свои предположения. И так, вперёд!
1.Проверка домашнего задания (Учащиеся обмениваются карточками, определяют падеж имён существительных в словосочетаниях. Взаимооценка.)
2. Оформление рабочей записи.
- Откройте тетради, запишите число, "Классная работа".
3. Каллиграфическая минутка – Кк, Нн,
4. Словарная работа (по орфографическому словарю), составление предложения, выделение грамматической основы.
III. Актуализация знаний
— Спишите, вставьте пропущенные буквы и раскройте скоб¬ки. Выделите в словах приставки, подчеркните предлоги.
Где з..муют бабочки?
(На)ступили х.лодные ..сенние дни. Ноч..ю моро.. (по)крыл лужи первым ле..ком. Куда пропали в.хёлые бабочки? Одни (за)летели (в)са-рай. Там они (за)п..лзли в ст..нные щели и (за)снули. Другие укрылись (в)кучах сухих лист..ев (на)лесных полянках.
-Посмотрите пожалуйста на доску. На доске записано предложение:
Ребята гуляли по улице Кирова и по площади Ленина.
Что общего у этих существительных? (они употреблены с предлогом по и стоят в дательном падеже). Чем отличаются (они имеют разные окончания). Что же нам предстоит узнать сегодня на уроке (сегодня на уроке нам предстоит выяснить почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном падеже, употреблены с одним предлогом)?
Посмотрите на тему нашего урока: «Три склонения имён существительных» Что же нового мы с вами должны узнать сегодня на уроке об имени существительном? (что такое три склонения имён существительных или, по каким признакам существительные можно разделить на три склонения) А что такое склонение (изменение существительных по падежам)?
Прежде чем начать работу по теме урока, давайте обратимся к плану урока и узнаем, какие виды работы нам предстоят (план на доске).
На столах у вас лежат оценочные листы, в которых вы будете оценивать свою работу на каждом этапе урока.
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте предложение. Бабушка рассказала мне о сестр.. и дочер...
— Найдите в предложении однородные члены. (О сестре и до¬чери.)
— Каким членом предложения они являются? (Второстепен¬ным членом предложения.)
— Какой частью речи они выражены? (Это имена существи¬тельные.)
— Определите их род, падеж. (Женский род, предложный па¬деж.)
— Как вы думаете, какие окончания будут у этих существи¬тельных? Они одинаковые или разные? (Ответы детей.)
(Учитель дописывает окончания.) Бабушка рассказала мне о сестре и дочери.
— Что вы заметили? (Окончания разные.)
— Почему у существительных одного рода в одном падеже разные окончания? (Наверное, у имён существительных есть ещё какой-то признак, по которому и различаются эти два слова и от которого зависит окончание.)
— Прочитайте название темы на с. 89 учебника.
— Объясните значение слова склонение.
— Подберите к нему однокоренные слова. (Склониться, по¬клон, склонённый.)
— Что значит «имя существительное склоняется»? (Изменя¬ется по падежам и числам.)
— Почему же склонения три? (Ответы детей.)
- Сформулируйте задачи урока. (Узнать, что такое склонение имён существительных, какие бывают группы склонений, как их отличить, научиться определять склонение имён сущест¬вительных.)
V. Работа по теме урока Работа по учебнику
А теперь составим алгоритм определения склонения:
-А сейчас проверим, как вы поняли данную тему.
Запишите, пользуясь алгоритмом слова под диктовку в 3 столбика по склонениям. Дорога, пассажир, кровать, хозяйство, морковь, аллея.
Что вы заметили? (Это словарные слова) подчеркните непроверяемые орфограммы.
Проверьте работу в парах по образцу.

Упр. 153 (с. 89).
- Просклоняйте письменно группы слов: первый ряд — 1, второй ряд — 2, третий ряд — 3.
(Три ученика работают у доски. Коллективная проверка.)
- Сравните окончания в каждой группе слов. Что вы замети¬ли? (Окончания всех существительных, входящих в одну груп¬пу, во всех падежах совпадают, но они отличаются от окон¬чаний существительных двух других групп.)
- Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».
- Сколько групп склонений в русском языке? (Три.)
- Что для них характерно? (Они имеют одинаковые окончания при изменении по падежам.)
Упр. 154 (с. 89). (Самостоятельная запись слов.)
- Какие слова вы записали: какого они рода, какие име¬ют окончания, в каком числе употреблены? (Это су¬ществительные мужского и женского рода с окончания¬ми -а, -я в единственном числе.)
- Обратите внимание на то, что окончание -а пишется в сло¬вах после твёрдых согласных, а окончание -я — после мяг¬ких согласных.
- Прочитайте в рубрике «Обратите внимание!», какие имена существительные вы записали. (Это имена существитель¬ные 1-го склонения.)
Упр. 155 (с. 90). (Комментированное письмо.)
Примерные комментарии учащихся
Имя существительное юноша мужского рода, в именительном падеже единственного числа имеет окончание -а, значит, оно от¬носится к 1-му склонению. И т. д.
- Прочитайте ниже сведения о языке.
- Какие имена существительные относятся к 1.7му склоне¬нию?
- Приведите свои примеры существительных 1-го склонения.
- Выполните звуко-буквенный разбор слова Илья. (Один ученик работает у доски.)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику
Упр. 156 (с. 90).
— Как вы думаете, однокоренные имена существительные всегда относятся к одному склонению? (Ответы детей.)
— Прочитайте первую пару слов. Это однокоренные слова? (Да.)
— Определите, относятся ли эти существительные к 1-му склонению. Докажите. (Существительное беседа женского рода с окончанием -а в именительном падеже единственного числа, поэтому оно относится к 1-му склонению, сущест¬вительное собеседник мужского рода с нулевым окончанием, поэтому к 1-му склонению не относится.)
— Выполните задания.
(Проверка. Учащиеся по цепочке читают пары слов, называют существительные 1-го склонения. Самооценка.)
— Запишите в тетрадь словарные слова беседа, беседовать, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
— Найдите значение слова беседа в толковом словаре.
— Подберите однокоренные слова к слову беседа, запиши¬те их.
VIII. Работа по карточкам
Самостоятельная работа (дифференцированные задания)
Сейчас вам предстоит выполнить индивидуальное задание. Предлагаю вам три задания на выбор.
1 уровень
Задание на 1 балл
Определи склонение каждого существительного. Напиши существительные в три столбика по склонениям.
Зима, лето, ночь, новость, карандаш, река
1 скл. 2 скл. 3 скл.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 уровень.
Задание на 2 балла
Определи склонение существительных. Исключи из столбиков лишние слова. Будь внимателен.

суббота товарищ радость
аллея город товарищ
дорога уголь честь
билет яблоко медаль
деревня малина смелость
автомобиль лагерь словарь

3 уровень.
Задание на 3 балла
Найдите в предложениях существительные, определите их склонение.
2 скл3 скл 3 скл 1 скл 2 скл
1.В саду поселилась осень.2.По ночам сова охотится,а днём спит.3.
2 скл 1 скл
Коршун высматривает добычу.
Давайте проверим работу. Оцените свою работу в оценочных листах.
Дополнительное задание:
-Прочитайте пары слов с противоположным значением. Подчеркните существительные 1 -го склонения.
Быль — сказка, вред — польза, война — мир, грязь — чистота, работа — отдых, родина — чужбина, тишина — шум, тоска — веселье, нищета — бо-гатство, молодость — старость.
(Взаимопроверка.)
IX. Рефлексия
— Оцените свою работу на уроке.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Оцените результаты своего труда на уроке.
Я узнал…
Мне понравилось…
Я бы хотел…
Новые знания мне пригодятся
- С каким настроением заканчиваем урок?
X. Подведение итогов урока
-О чём мы сегодня узнали на уроке (сущ. бывают трёх склонений)? По какому признаку слова делят на три склонения (по сходству падежных окончаний)?
Вернёмся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах ПО УЛИЦЕ, ПО ПЛОЩАДИ разные окончания? (сущ . улица- 1скл., сущ. площадь- 3 скл. ) С какой целью необходимо хорошо научиться узнавать склонение существительных (чтобы правильно писать окончания существительного)? Подсчитайте количество баллов полученных на этом уроке.

— Что такое склонение?
— Назовите опорные слова для определения склонения имён существительных. (Именительный падеж, единственное чис¬ло, род, окончание.)
— Сколько групп склонений в русском языке?
-Какие задания вам понравились больше всего? Какие вызвали затруднение? - Какие задания вы бы хотели включить в следующий урок?
-Работа в оценочном листе.
XI. Домашнее задание
-Выучить правило на стр. 89,88, словарные слова.
-Упр156.
Я благодарю вас за то, что вы были собранными, вдумчивыми, дружными и справились с такой сложной темой. Урок окончен.

Категория: Конспекты уроков | Добавил: batkovskayangelina
Просмотров: 867 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar