Донецкая Народная Республика
Главная » Файлы » КЕЙС 1 КЛАСС » Библиотека пособий

Дидактический материал по написанию слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.
13.10.2018, 19:57

Иловайская общеобразовательная школа №13

Дидактический материал по написанию слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.

Подготовила: Скляренко Ксения Анатольевна,

учитель начальных классов , II категория.

Аннотация

Актуальность: практическая цель обучения русскому языку предполагает овладение учащимися двумя видами коммуникации – устной речью и письменной. Чтобы научиться правильно писать, ребенок должен овладеть правилами орфографии. Проблема формирования грамотного письма в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка.

Задачами данной работы является: формирование и развитие орфографической зоркости, систематизирование знаний учащихся о правописании гласных после шипящих, развитие умения распознавать в словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн, закрепление написания словарных слов; развитие познавательного интереса, речи учащихся через обогащение словарного запаса, коррекция зрительного и слухового восприятия; воспитание положительного отношения к учебе.

Таким образом, проблема развития орфографической зоркости как условие формирования орфографического навыка младшего школьника является актуальной.

 

Краткое описание методов и форм работы

Карточки, должны быть распечатаны и розданы учащимся. Они содержат вопросы и задания различных уровней сложности. Работа с карточками в личностно-ориентированном уроке начинается с выбора задания учащимися. Учитель не принимает участия в процессе выбора карточки учащимся. Учитель при работе с карточками становится наблюдателем и, в нужный момент, помощником.

При выборе карточки ребята проходят два этапа:

-1 этап – выбор задания по степени сложности

-2 этап–выбор задания по характеру .

Каждый параметр выбора обозначается на дидактических карточках соответствующим значком: степень сложности задания ( * - легкое, ** - сложное) и характер задания(творческое (!), репродуктивное(без значка). Эти значки помогают каждому учащемуся сделать осознанный выбор.

 

 

Ожидаемый результат с точки зрения развития личностных качеств обучающегося

 

В плане личностных достижений обучающегося ожидается развитие таких качеств, как:

1.Самостоятельность (готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки ; умение нести ответственность за полученный результат перед собой, педагогами и родителями).

2.Направленность на результат ( способность ставить и решать задачи; умение оценивать ситуацию, стремление самостоятельно выполнять работу ) .

3.Любознательность (принятие роли ученика; понимание позиции учителя и взрослого как носителя авторитетного суждения; сформированность мотивации к обучению и познанию; способность к организации собственной деятельности)

 

№ 1*!

  1. Подчеркните ча, ща. Выпишите слова с ча. Подчеркните ча. Обозначьте точкой букву а.

Подогрела чайка чайник,

пригласила восемь чаек:

— Приходите все на чай. Сколько чаек, отвечай!

Г. Сапгир.

  1. Подберите и напишите три слова с ча и два с ща

 

 

2 *

1. Спишите. Вставьте пропущенные буквы.

Яркое солнце освещ...ет землю. Журч...т ручейки. Зазеленела рощ... . Мы видели грач... . Весну встреч...й!

2. Подчеркните ча, ща. Обозначьте точкой букву а.

 

3 *

  1. Напишите, у кого как называются детёныши. Вставьте пропущенные буквы.

Образец. У галки галчата.

Галч...та, зайч...та, крольч...та, грач...та.

Вспомните, чем отличается ч от остальных согласных.

4**!

Прочитайте предложения. Расположите их в таком порядке, чтобы получился рассказ. Вставьте пропущенные буквы. Запишите рассказ.

Надвинулас... туч... . Зашумела рощ... . Капли дождя застуч...ли по крыше. Нач...лась сил...ная гроза.

 

 

№ 5*

1. Спишите. Вставьте пропущенные буквы.

Дети пришли в рощ... . Хорошо там пели чиж... . Оля набрала щ...веля. Серёжа поймал двух зайч...т.

2. Подчеркните гласные буквы после ж, ч, щ.

 

6**!

  1. Прочитайте предложения. Измените их порядок, чтобы получился рассказ. Озаглавьте его. Спишите рассказ. Вставьте пропущенные буквы. Замените повторяющиеся слова.

Серёжа выпустил зайч...т на волю. Хорош...е зай...та были у Серёжи. Серёжа давал им морковь и щ...вель. Подросли зайч...та.

  1. О ком говорится в каждом предложении? Подчеркните эти слова.

 

 

7**!

  1. Соедините каждое слово левого столбика с подходящим словом правого столбика. Подчеркните чн.

Образец: Пшеничный хлеб.

Пшеничный каша

молочная хлеб

ручная голос

звучный белка

 

8*

  1. Спишите. Вставьте пропущенные буквы.
  1. Грач...та крич...т. 2. Цыпл...та пищ...т. 3. Си­ницы свист...т. 4. Дятлы стуч...т. 5. Зайч...та и кроль...та ед...т щ...вель.
  2. Подчеркните ча, ща. Обозначьте в них точкой букву а.

 

9**!

  1. Спишите без скобок. Измените слова, чтобы они отвечали на вопрос кого?

Образец. Увидел (кого?) грача.

Увидел (грач). Слушал (скрипач). Ожидал (врач). Видел (силач).

  1. Подчеркните ча, ща. Обозначьте точкой букву а.

 

 

 

 

10*

  1. Спишите. Вставьте пропущенные буквы.

Мы на саночках катались,

то прощ...лись, то встреч...лись.

Попрощ...лись мы с зимою,

повстреч...лись мы с весною.

  1. Подчеркните ча, ща.

 

11**!

  1. Выделенные слова замените словами, близкими по смыслу.

Образец. Охраняет рубежи.

Охраняет границы. Караулит огород. Торопится на поезд. Пугается волков. Грустная песенка.

Слова для справок: рубежи, спешит, сторожит, печальная, страшится.

  1. Подчеркните гласные буквы после шипящих.

 

12**

  1. Выпишите сначала слова с чу, потом с щу.

1.Зубы чищу.2.Рот полощу. 3. Тащу чурбан. 4. Прячу в чулан.

2.Подчеркните чу, щу. Обозначьте точкой букву у. Объясните, почему не обозначается мягкость ч, щ

 

№ 13**

  1. Выпишите слова сначала с двумя слогами, потом с тремя.

Щука, чулок, отыщу, чучело, выручу, чугун, получу, молчу, утащу.

  1. Подчеркните чу, щу. Обозначьте точкой букву у.

 

14**!

  1. Измените слова по образцу.

Образец. Ищи— ищу. Ищи, тащи, скачи, плати, стучи, кричи, сообщи, прости, угости.

  1. Придумайте и напишите два предложения с любыми из этих слов. Подчеркните чу, щу.

 

15*

  1. Спишите. Вставьте чу, щу.

Не живи ...жим умом. 2. Не учи ...ку плавать. 3. Реши эту зада... . 4. Пойдём за грибами в ро... .

  1. Подчеркните чу, щу. Обозначьте точкой букву у.

 

16**!

  1. Прочитайте. Расположите предложения так, чтобы получился рассказ. Озаглавьте его и запишите. Вставьте пропущенные буквы.

В поле загудели маш...ны. Снег растаял, зажурчали весёлые ручейки. Пришла весна. Прилетели в рощ... грачи, ищ...т пищ... .

2. Напишите слово, близкое по смыслу к выделенному слову.

 

№ 17*

Выпишите слова с гласными а, у после щ, ч. Подчеркните эти гласные.

В синем небе звёзды блещут. Туча по небу идёт. В синем море волны хлещут. Бочка по морю плывёт.

А. С. Пушки н.

 

18**!

  1. Выпишите из «Сказки о царе Салтане...» А.С.Пушкина три слова с сочетанием чк и три слова с сочетанием чн.
  2. Придумайте предложение с одним из этих слов и запишите его.

 

 

19**!

Придумайте три предложения со словами лисичка, Галочка, тучка.Подчеркните чк.

 

20**!

Составьте рассказ о собачке, изменив порядок предложений. Замените повторяющееся слово «собачка». Подчеркните чк,чн..

Собачка за бабочками, за птичками гоняется. Взяли мы собачку на луг,к речной излучине. Была у нас собачка Жучка. На солнечных зайчиков лает. Бегала собачка, бегала, и вдруг-кубарем через кочку!

 

 

Литература

1. Аксенова А.К.,Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы:Кн.для учителя.-2-е изд.,доп.-М.: Просвещение,1991.-176 с.

2.Зайцева І.І. Розвиток дидактичної компетентності вчителя з метою забезпечення якості освіти. // Початкове навчання та виховання.-№1(221).-2010.-С.4-22.

3.КузьминаА.А.,КеменоваА.В. Система работы по развитию речи учащихся в первом классе.-М.:Учпедгиз,1954.-160 с.

4. Навчання і виховання учнів 1 класу: Методичний посібник для вчителів/Упор.О.Я.Савченко-К.: Видавництво “Початкова школа”,2004.-512 с.

 

Категория: Библиотека пособий | Добавил: sklo | Теги: чу-щу, чк-чн, карточки, сочетания жи-ши, ча-ща, дидактический материал, орфография
Просмотров: 46 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar