Донецкая Народная Республика
Главная » Файлы » КЕЙС 4 КЛАСС » Воспитательная работа

Внеклассное мероприятие "Филологический турнир" 4 класс
25.02.2020, 14:23

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТУРНИР.

Интеллектуальная игра по русскому языку  для 4 класса

Дата: 12.12.2019г.

Подготовила учитель начальных классов Суббота Анна Васильевна

 

Слово ведущего:

Здравствуйте, сегодня мы проводим лингвистический турнир среди учащихся 4-х классов. Вы знаете, что лингвистика – это наука, изучающая законы языка, и сегодня мы ещё раз убедимся в том, что велик и богат наш русский язык. Итак, начинаем наш турнир.

Приветствие команд.

 Слово предоставляется капитанам команд.
Команда: «Словесники»
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык!
Команда: «Лингвисты»
Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих книг.
Русское слово - свободы зарница.
Выучи русский язык!

 

Конкурс «Дружная семейка»:

а) аукцион частей речи (команды по очереди называют часть речи, побеждает команда, назвавшая часть речи последней.

б) а теперь на каждую букву написанных по вертикали слов подберите «дружную семейку». Чья команда быстрее справиться с заданием, та и побеждает (слова написаны на листе бумаги, количество букв соответствует количеству участников, дети по очереди подбегают, пишут слова).

Конкурс «Намёки».

Команды должны отгадать загаданное слово по первой букве и намёку – другое слово, которое некоторым образом связанно с первым. Называемые словами явления могут встречаться в реальной жизни, быть связаны неким общим сюжетом, высказыванием, одно может быть похоже на другое, связь может быть чисто ассоциативной, (команды отвечают по очереди, за каждый правильный ответ – одно очко).

Конкурс «Собери текст»

Надо собрать текст из отдельных предложений, то есть наклеить предложения в правильном порядке на лист бумаги.

 

Братья послушались соседа, и у них ничего не осталось.

У одного отца было два сына.

Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?»

Они пошли делиться к соседу.

Они сказали: «Он велел все делить пополам».

 

Конкурс «Найди лишнее»

  1. существительное, прилагательное, глагол, союз
  2. дождь, снег, град, луна
  3. земля, серая, жёлтая, зелёная
  4. увидеть, покрасить, краска, добежать
  5. белый, белизна, белеет, белка
  6. тетрадь, книга, дневник, самолёт
  7. пароход, тепловоз, землетрясение, экипаж
  8. касса, маска, тонна, килограмм
  9. ночь, дочь, печь, рожь
  10. вкусный, интересный, искусный, грустный.

 

Конкурс «Ты мне – я тебе»

Николай Васильевич Гоголь сказал: «Нет слова, которое бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепало, как метко сказанное русское слово!» Сейчас мы в этом постараемся убедиться. Каждой команде достанется по одному фразеологическому обороту, который команда должна изобразить с помощью мимики и жестов, а команды-соперники должны назвать данный оборот и объяснить его лексическое значение.

 

1.Зарубить на носу          2.В час по чайной ложке

 

Конкурс «Дальше, дальше, дальше».

Для каждой команды приготовлено 10 вопросов ,на которые надо дать ответы в течении 1 минуты, за правильный ответ команда получает 1 очко, если команда не знает ответа или затрудняется его дать, можно пропускать вопросы .

 

Вопросы для первой команды:

  1. Сколько звуков в слове лью?
  2. Антоним к слову «временный».
  3. Часть слова без окончания
  4. Слово с удвоенной буквой «с».
  5. Часть речи, которая обозначает действие.
  6. Синоним к слову «сильный»
  7. Как сказать одним словом «рукой подать».
  8. Определите род слова «тюль»
  9. Поставьте слово «чулок» в родительный падеж множественного числа.
  10. Раздел русского языка, изучающий правописание слов.

 

Вопросы для второй команды:

  1. Сколько звуков в слове «ель»
  2. Синоним к слову «отважный».
  3. Слово с удвоенной буквой «н».
  4. Антоним к слову «плач»
  5. Часть речи, которая обозначает признак.
  6. Поставьте слово «носок» в родительный падеж множественного числа.
  7. Часть слова, которая стоит перед корнем.
  8. Определите род слова «кенгуру».
  9. Как сказать одним словом «во весь дух».
  10. Раздел русского языка, изучающий части речи.

 

Конкурс «Дополни пословицу» 
Вспомните пословицы по началу фразы и продолжите их:
Пословицы напечатаны на листочках, раздаются команд
1) Крепкую дружбу топором …(не разрубишь).
2) Без труда … (не вытащишь и рыбку из пруда).
3) Поспешишь … (людей насмешишь).
4) Нет друга – ищи, … (а нашёл береги) 
5) Век живи - …(век учись).

1) Семеро одного … (не ждут).
2) Хочешь есть калачи …(не сиди на печи).
3) Делу время … (потехе час).
4) Друзья познаются в …(беде).
5) Человек без Родины, … (что соловей без песни).

 

Пусть для кого-то он не самый 
Хороший на материке, 
Но маму мы назвали мамой
На нашем русском языке.
И потому-то столь тревожно

Душе, когда земляк иной
Тебя коверкает безбожно,
Как будто вовсе не родной.
И нет конца моей тревоге,
И этот груз не сбросить с плеч – 
Я думаю: какой в итоге
Дойдёт потомкам наша речь?

Конкурс « скороговорки»
Задание: как можно быстрее и точнее рассказать скороговорки
1 команда:
От топота копыт пыль по полю летит. 
То послали Сеню с донесеньем. 
Голова у Сени с лукошко, а ума ни крошки.
Доскакать доскакал, да все не так рассказал. 
Рассказал, что не тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
2 команда:
Прокоп не варил свой укроп.
Съела Малаша всю сыворотку из-под простокваши.
Командир говорил про полковника, про полковницу, про подполковника.
У гусыни усов ищи не ищи — не сыщешь. 
Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

 Конкурс « Найди слово»
1 команда. Отделите плод от растения СОШИСНШАКА
Ответ: зачеркнув буквы слова «шишка» (плод), получаем название растения - слово «сосна». Также решаются остальные задачи.
2 команда. Растворите белое в прозрачном. СВОАДХАРА 

 Конкурс « Родственные души»
В каждой тройке слов найти по два однокоренных слова. В чём отличие одинаковых по написанию корней? 
1 команда: а) смешить, смешанный, смешать.
б) пара, парный, паровой.
в) проводы, подводный, водить.
г) горевать, подгоревший, гореть.
2 команда: а) носильщик, носатый, поднос.
б) лето, летний, лететь.
в) чертёнок, чертить, чертёж.
г) искупать, покупка, купальник.
Задание болельщикам. «Хитрые вопросы»
1) В каком слове из пяти букв насчитывается 5 О. (опять)
2) В каком слове находится семь букв Я? (семья)
3) Чем заканчивается день и ночь? (ь)
4) В каком слове 40 А? (сорока)
5) Что находится между берегом и рекой? (и)
6) Каким гребешком не расчешешь головы? (петушиным)
7) Какие ворота находятся в поле (футбольные)
8) Из какого крана нельзя напиться? (подъёмного)
 Конкурс «Одним словом».
1-ой команде
1) Тот, кто беседует с кем-нибудь. (Собеседник)
2) Тот, кто работает вместе с кем-нибудь. (Сотрудник)
3) Человек, идущий по одному пути с кем-нибудь. (Попутчик)
4) Тот, кто завидует. (Завистник)
2-ой команде
1) Первые буквы имени и отчества. (Инициалы)
2) Движение руки. (Жест)
3) Временное прекращение военных действий. (Перемирие)
4) Территория, на которой запрещена охота, рыбная ловля. (Заповедник)
Ведущий. Следующее конкурсное задание «Полминутки на шутки» (задание письменное). Каждой команде выдан листок, на котором команда выполняет задание.

Одинаковое задание для обеих команд.  Конкурс редакторов.

Задание: исправить ошибки поэта
Очень-очень страшный вид
Речка за окном горит
Чей-то дом хвостом виляет
Пёсик из ружья стреляет
Мальчик чуть не слопал мышку
Кот в очках читает книжку
Старый дед влетел в окно
Воробей схватил зерно
Да как крикнет улетая
Вот что значит запятая
В. Заходер


Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру
И поехали в метро
Фильм смотреть о кенгуре.
Интересное кину,
Жаль, что кончилось оно.
В гардероб пора бежать;
Будут польта выдавать.

Игра с болельщиками: «Шутливые лингвистические вопросы»
• Какую строчку не может прочитать ни один учёный? (выполненную на швейной машине)
• В каком имени тридцать Я? (ЗОЯ)
• В каком глаголе 100 отрицаний? (стонет)
• Какие два местоимения портят дорогу? (ЯМЫ)
• Что имеет голову, но не имеет мозгов? (сыр, чеснок, лук…)
• Что можно приготовить, но нельзя съесть? (уроки)
• Какая река течёт во рту? (Десна)
• Какой город самый сладкий? (Изюм)

Загадки для болельщиков 
Деревянный кафтан,
В нем живет цветной Иван.
Любит он альбом, тетрадь,
А я люблю им рисовать. (Карандаш.)
Эти резвые подружки,
Попрыгуньи и крикушки,
Песни громко распевают
И комариков глотают. (Лягушки.)
Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом – под столом, 
А ночью – под кроватью. (Ботинки.)
Ты в летний полдень, в тишь и зной
Их не увидишь над собой.
А иногда белы, как вата,
Они плывут, спешат куда-то. (Облака.)
Не зверь, не птица,
Нос как спица;
Летит – кричит, 
Сядет – молчит;
Кто его убьет –
Свою кровь прольет. (Комар.)
В поле родился,
На заводе варился,
На столе в стакане
Быстро растворился. (Сахар) 
Родной язык — могуч, велик,
Его цените, уважайте!
Любой язык по-своему велик, 
Бесценное наследство вековое. 
Так берегите свой родной язык, 
Как самое на свете дорогое. 

Итог: Вы убедились, как разнообразен, интересен русский язык.  Желаю успехов в изучении родного языка.


 

 

Категория: Воспитательная работа | Добавил: mississubbota
Просмотров: 463 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
avatar
1 m12e12 • 14:27, 25.07.2020
Спасибо. Интересное мероприятие получилось, насыщенное новыми открытиями и практическими заданиями!
avatar