Донецкая Народная Республика
Главная » Файлы » КЕЙС 3 КЛАСС » Конспекты уроков

Тема урока: «Сложные слова».
03.05.2016, 18:43

Тема урока: «Сложные слова».

Цель урока: формирование представления о понятии «сложные слова», создание схемы сложного слова.

Задачи:

Образовательная: познакомить с понятием «сложные слова», со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных).

Развивающая: развивать орфографическую зоркость, развивать навыки исследовательской деятельности, обогащать письменную и устную речь учащихся, формировать навыки самоконтроля и самопроверки.
Воспитывающая: воспитывать интерес к языку, слову.
Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока.
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок. Мотивация к учебной деятельности
- Ребята, вы готовы сделать новые открытия? Тогда приступаем к работе.
Девиз: «Чтобы урок пошёл каждому впрок, активно в работу включайся, дружок!»
Прочитайте девиз.
Значение какого слова вам не понятно?
Как вы понимаете этот призыв?
По интонации какое это предложение? (восклицательное)
По цели высказывания? (побудительное)
К чему нас побуждает? (к действию)
Вспомните над каким разделом мы работаем. (СЛОВО)
Подберите слова с корнем -ход-

Докажите свой выбор.
Загадка
Он всё время занят делом, Он не может зря идти. Он идёт и красит белым Всё, что видит на пути.
Запишите только отгадку. (снег)
А теперь попробуйте соединить снег и ход в одно слово.
Учитель предлагает свое слово – СНЕГОХОД
Найдите корень

Выявление места и причины затруднения
Какое слово разбирали?
Как вы рассуждали?
Где возникло затруднение?
Чего мы не знаем? (как образуются эти слова)
Какую цель поставите перед собой? (узнать)
Слова эти какие?
Так какая тема нашего урока?
Я предлагаю вам план исследования

План исследования
1. Как образуются сложные слова?
__________________________________________________________________________________________________________
2. При помощи чего соединяются корни в сложных словах?
__________________________________________________________________________________________________________
3. Какую роль играют сложные слова в речи?
__________________________________________________________________________________________________________
4. Применение знаний на практике.
Изучение нового материала.
1) Исследование №1. Образование сложных слов.
- Какой первый пункт нашего плана? (Как образуются сложные слова?)
- Как вы думаете, что это за слова такие - сложные? (предположения детей)
- А какое слово в математике имеет такой же корень как и слово сложные? (сложение)
- А что можно сложить на уроке русского языка? Подумайте (звуки, слоги, слова в предложения, предложения в текст)
На доске появляется запись:
-нос-, -н-, -ок-, -рог-, с-, варит, -ик-, -ы, -а, -сам-
- Что это такое? (Это части слова: приставка, суффикс, корень, окончание)
- Что здесь лишнее? (Варит – это не часть слова, а целое слово)
- Какое задание можно придумать? (Я предлагаю составить слова, затем их записать в тетрадь.)
-Давайте выполним это задание (дети работают в парах).
-Какие слова у вас получились? (носик, носы, рога, рожок, сварит)
-Попробуйте сложить два корня нос и рог. Какое слово получилось? Кто такой носорог? (Это животное, у которого на носу рог)
- Ребята, у нас получилось сложное слово. Как мы его получили? (Сложили две основы)
-Попробуйте сложить основы слов: сам и варит. (самовар)
-Как вы получили сложное слово самовар? (Мы сложили основы)
-Какой вывод мы можем сделать? Как образуются сложные слова? (СЛОЖНЫЕ СЛОВА ОБРАЗУЮТСЯ СЛОЖЕНИЕМ ОСНОВ) отметить в листе исследования
Исследование № 2.Соединительная гласная в сложных словах.
-Какой следующий пункт плана? (При помощи чего соединяются корни в сложных словах?)
- Чтобы узнать это, вернёмся к написанным сложным словам.
- Выделите в словах самовар и носорог корни. (сам, вар, нос, рог )
- Что соединяет корни? (Гласная О). Как её можно назвать? (Соединяющая, соединительная)
- Правильно, ребята. Гласная, которая соединяет корни в сложных словах, называется соединительная гласная.
-Как образовались слова кашевар, пылесос? ( пыль+сосёт, каша+варит)
Запишите слова выделив в них корни. Какие соединительные гласные в этих словах?
(е, о)
- Итак, отметим это в «Листе исследований»
Исследование №3. Наблюдение над ролью сложных слов в речи.
-Прочтите следующий пункт нашего плана. (Какую роль играют сложные слова в речи?)
Давайте прочитаем предложения.
Человек, который любит ловить рыбу, сидит на берегу. Сегодня мы наблюдаем выпадение большого количества снега.
- Как можно сделать эти предложения более короткими.
-Что удобнее использовать в нашей речи: слово рыболов или предложение Человек, который любит ловить рыбу) (слово рыболов)
-Итак, какую роль играют сложные слова в русском языке? (Их используют для краткости речи; вместо того, чтобы использовать предложение или словосочетание)
- Отметим это в пункте № 3 «Листа исследований».
Формулировка правила.
-Давайте обобщим всё, что мы узнали.
-Итак, что же такое сложные слова? Корни в сложных словах могут соединяться при помощи соединительных гласных о. е и без них.
Закрепление изученного.
Самостоятельная работа
Карточка
Вод…воз, пеш…ход, земл…трясение, книг…люб, рыб…лов, зме…лов, везд…ход, каш…вар, звезд…пад, овощ…вод, пчел…вод, скал…лаз
Проверка эталон на доске
Домашнее задание. (дифференцированно по выбору учащихся )
-А домашнее задание вы выберите себе сами. На «Листах исследований» вы видите две карточки. На первой карточке задание более трудное, а на второй - полегче. Кто желает, тот может выполнить оба задания.
Карточка 1.
Приводимые ниже словосочетания замените сложными словами.
Образец: Тот, кто возит воду, — водовоз.
Аппарат, который сам летает по воздуху
Аппарат, который всасывает пыль
Корабль, который раскалывает лед Аппарат, который превращает мясо в фарш
Аппарат, который может везде пройти
Поток воды, который падает с большой высоты

Карточка 2.
Записать сложные слова. Подчеркнуть соединительную букву.
Гололед, ледоход, мореход, хлебопечь, землемер, пароход, самолет, лесоруб, мышеловка, пылесос, водолаз, землетрясение.
Итог урока.
-Вспомните, какую цель вы ставили перед собой в начале урока. Кто считает, что выполнил эту задачу?

Категория: Конспекты уроков | Добавил: Ольга
Просмотров: 1236 | Загрузок: 22 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar