Морозова Валерия Викторовна
Учитель начальных классов Государственного учреждения "Республиканский оздоровительный центр"
Тема: Приёмы письменного умножения в пределах 1000.
Цели: - познакомить учащихся с приёмом письменного умножения трёхзначного числа на однозначное без перехода через разряд;
- развивать общеучебные навыки: самоконтроль, самооценку, умение слушать; логическое мышление, внимание, творческие способности учащихся; санитарно-гигиенические навыки.
- воспитывать культуру математической речи, чувство дружбы, коллективизма, бережное отношение к окружающей среде, повышать мотивацию к изучению математики.
Задачи: - формировать навыки письменного умножения на однозначное число;
- закреплять вычислительные навыки табличного и внетабличного умножения; умение решать задачи изученных видов.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Литература:Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1989.
Тип урока:комбинированный.
Ход урока
Макро-микро
структура Содержание урока
1.Организационный момент
1.1.Приветствие Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
1.2.Посадка за парты Руки на парте, ноги вместе, спины прямо.
2.Актуализация опорных знаний
2.1.Вступительная беседа по теме
2.2Минутка чистописания Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие по морю Знаний. (Слайд 2)
- А на чём поплывём, вы скажете, отгадав загадку:
Волны носом рассекаю,
Все дороги в море знаю,
Из одной страны в другую
Без колёс людей везу я. (На корабле.)
- Вот и наш корабль. (Слайд 2, по щелчку появляется корабль, слышен шум моря)
- Для того чтобы плавание было удачным, необходимо соблюдать следующие условия: быть очень внимательными, правильно выполнять задания, работать дружно.
- Перед вами карта нашего путешествия. (Слайд 3)
Мы побываем на острове Считай, смекай, на земле Задачи, в Геометряндии, а в проливе умножения вы сделаете для себя открытие.
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, всё для вас.
Пожелаю вам удачи.
Что ж, ребята, в добрый час!
- Но сначала откроем свои бортовые журналы (тетради), запишем дату нашего путешествия. (11 мая)
- Какой праздник отмечала страна на этой неделе? (9 Мая - День Победы.)
(Слайд 4)
- Сколько лет прошло со Дня Победы 1945 года? (67 лет)
- Используя цифру 9, запишите самое большое трёхзначное число. (999)
Образец написания цифры 9 демонстрируется на слайде 5 (ЦОР “Письмо цифр”), при необходимости показ можно повторить.
- Дайте характеристику числа 999.
(Это число трёхзначное, нечётное, состоит из 9 сотен, 9 десятков, 9 единиц, соседи 998 и 1000.)
- Запишите число 999 в виде суммы разрядных слагаемых.
999 = 900 + 90 + 9
2.3.Устный счёт.
Дидактическая игра “Солнышко”
- Но что мы видим? Тучи сгустились на небе, море штормит. Мы не можем в такую погоду отправиться в путь. Это очень опасно. Давайте поможем солнышку разогнать тучи.
- Прочитайте выражения по-разному, используя слова:
умножить;
1-й множитель, 2-й множитель, произведение;
увеличить в;
произведение.
Найдите их значение. Остальные ребята покажут сигналом, согласны с ответом (зелёный цвет) или нет (красный).
7 * 8 (Например, 7 умножить на 8, получится 56)
5 * 4 (1-й множитель - 5, 2-й множитель - 4, произведение – 20)
6 * 8 (6 увеличить в 8 раз, получится 48)
7 * 3 (произведение чисел 7 и 3 равно 21)
9 * 7 (9 умножить на 7, получится 63)
- Молодцы! С заданием справились! Солнышко ярко светит, море успокоилось. Можно отправляться в путь.
3.Изучение нового материала
3.1.Работа на доске Продолжим плавание. (Слайд 12) Наш корабль находится в проливе Умножения.
- Посмотрите в учебник на стр. 74, назовите тему урока. (Слайд 13)
(“Приёмы письменного умножения в пределах 1000”)
- Чему научитесь?
1. Актуализация опорных знаний учащихся.
- Решите пример 34 • 2 с развёрнутой записью. (Ученик комментирует решение у доски.)
34 * 2=(30+4) *• 2=30 * 2+4 * 2=60+8=68
- Каким свойством воспользовались? (Свойством умножения суммы на число или распределительным свойством умножения:
(a + b) * c = a * c + b * c )
- Объясните, как можно умножить трёхзначное число на однозначное? Например, 234 * 2. (Ученик комментирует решение у доски.)
234 * 2=(200+30+4) * 2=200 * 2+30 * 2+4 * 2=400+60+8=468
- Удобна ли такая запись?
- Как по-другому можно записать решение?
3.2.Приём письменного умножения в пределах 1000 - Умножать двузначное число на однозначное письменным способом мы умеем.
- Объясните, как 34 умножить в столбик на 2? (Дети записывают решение и объясняют.)
- Давайте, пользуясь этим же принципом, попробуем выполнить умножение числа 234 на 2. Объяснение ученика (учитель вносит дополнения или исправления в ответ ученика, если это необходимо.)
Физкультминутка Музыкальная.
3.3.Составление алгоритма письменного умножения трёхзначного числа на однозначное. (Слайд 14 - Составьте алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на однозначное (обсуждение в парах).
1. Пишу...
2. Умножаю единицы...
3. Умножаю десятки...
4. Умножаю сотни...
5. Читаю ответ...
- Прочитайте слово, которое у вас получилось в результате рассуждения. (Открытие.)
- Что же вы открыли? (Алгоритм умножения трёхзначного числа на однозначное.)
- Какое математическое свойство помогло создать приём умножения числа в столбик? (Распределительное свойство умножения или умножение суммы на число.)
- Сделаем вывод. (Письменное умножение трёхзначного числа на однозначное выполняется так же, как умножение двузначного числа на однозначное: сначала умножают единицы, потом десятки, добавляется умножение сотен.)
4.Работа над пройденным материалом.
4.1.Решение задачи (составная задача на нахождение третьего слагаемого).
- Подплываем к земле Задачи. (Слайд 20)
- Прочитайте задачу. (Слайд 21)
На острове было 150 животных, из них 45 слонов, 65 попугаев, а остальные обезьяны. Сколько обезьян было на острове?
- О ком говорится в задаче?
- Какие слова возьмёте для краткой записи? (Слайд 22)
Слонов - 45
Попугаев - 65
Обезьян - ? 150 жив.
- Что известно в задаче?
- Что нужно узнать?
- Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Значит, задача простая или составная?
- Работать будете в группах (6 групп по 4-5 человек). Каждая группа представляет собой экипаж. Запишите решение задачи по действиям и выражением.
- Проверка.
Работы групп по команде учителя вывешиваются на доску. 1 ученик (капитан) объясняет решение задачи. Т.к. возможны разные способы решения данной задачи, то группа, которая решила задачу другим способом, объясняет своё решение. Сравниваются результаты.
- Самостоятельно запишите решение задачи в тетрадях двумя способами выражением.
Проверка: (Слайд 22)
I способ. 150 – (45 + 65)=40 (об.)
II способ. 150 – 45 – 65= 40 (об.)
Ответ: 40 обезьян было на острове.
4.2.Геометрический материал
Мы у берегов острова Геометряндия. (Слайд 23) На этом острове живут различные геометрические фигуры. А вот о какой из них пойдёт речь, вы узнаете, отгадав загадку.
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины
Вам его представить рад,
Как зовут его? (Квадрат)
4.3.Практическая работа в парах Составьте квадрат из геометрических фигур. Измерьте длину стороны квадрата, найдите его периметр и площадь.
( I ряд составляет квадраты красного цвета, длина стороны 5 см, II ряд – синего, длина стороны 6 см, III ряд – зелёного, длина стороны 7 см.)
Проверка: (Слайд 24)
- Как находили периметр квадрата? (Р = а * 4, где а – длина стороны квадрата)
- Чему равны периметры составленных вами квадратов? Покажите числовым веером. (I ряд - 20 см, II ряд -24 см, III ряд - 28 см)
- Как находили площадь квадрата? (S = a * a)
- Чему равны площади составленных квадратов? Покажите числовым веером.
(I ряд - 25 см2, II ряд -36 см2, III ряд - 28 см2)
- Что можно нарисовать, взяв за основу квадрат? Подумайте и нарисуйте дома.
5.Итог урока
5.1.Заключительная беседа Наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться домой. Благодаря дружной и слаженной работе нашей корабельной команды, мы снова на родной земле. (Слайд 25)
- Что нового вы узнали, путешествуя по морю Знаний?
- Что больше всего запомнилось, понравилось?
Оцените свою работу на уроке: (Слайд 26)
Если вы полностью довольны уроком, считаете, что выложились и отлично поняли новую тему урока, поднимите рыбку зелёного цвета.
Если вы довольны своей работой на уроке, но можете работать и активнее, поднимите рыбку голубого цвета.
Если вы ничего не поняли на уроке, и вам понадобится помощь учителя, чтобы он опять объяснил тему урока, поднимите рыбку красного цвета.
6.Домашнее задание
Задание по выбору:
Придумать познавательную задачу для устного счёта на морскую тему.
Творческое задание (нарисовать рисунки, взяв за основу квадрат).
|