Донецкая Народная Республика
Главная » Файлы » КЕЙС 2 КЛАСС » Конспекты уроков

Урок по окружающему миру на тему: "На воде и в лесу"
02.03.2021, 12:54

КЛАСС 2

Предмет: Окружающий мир
Дата: 02.03.2021
Тема урока: «На воде и в лесу»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Используется диалогический метод. Проблемная ситуация создаётся постановкой проблемных вопросов.
Цели урока:
• Выяснить какую опасность несут ядовитые грибы, растения, насекомые, разработать правила безопасного поведения на воде и в лесу;
• создать условия для развития наблюдательности, логического мышления, самостоятельности , умения работать в парах и группах;
• содействовать воспитанию ответственности за своё здоровье, бережного отношения к природе, грамотного поведения в лесу и на водоёмах.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные УУД:
1. Формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей.
2. Умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность.
Коммуникативные УУД:
1. Развивать умения работать в парах, группах.
2. Внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой.
3. Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные УУД:
1. Формулировать тему урока.
2. Искать и выделять необходимую информацию.
3. Адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
4. Анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, распознавать объекты.
5. Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи.
6. Рассуждать, доказывать.
7. Самостоятельно создавать алгоритм действия при решении проблем поискового характера.
Планируемые результаты:
• предметные:
 отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых;
 приводить примеры съедобных ядовитых ягод;
 отличать и называть жалящих насекомых;
 перечислять правила поведения с жалящими насекомыми;
 запомнят правила поведения во время купания;
 научатся избегать опасности на воде и в лесу.

• личностные:
 формирование способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы;
 познавательные мотивы учебной деятельности;
 представление о личной ответственности за свои поступки, находясь на природе;
 этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий;
 потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через соблюдение правил поведения на уроке;
 выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.
• метапредметные результаты:

регулятивные:
 понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
 сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определенном этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
 выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
 планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
 фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
 оценивать правильность выполнения заданий;
 соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
 контролировать и корректировать свое поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

познавательные:
 находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
 понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей;
 анализировать объекты окружающего мира, рисунки с выделением отличительных признаков;
 классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
 сравнивать объекты по заданным критериям (по внешнему виду);
 строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

коммуникативные:
 включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
 формулировать ответы на вопросы;
 слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
 договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
 поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
 признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
 понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий.
Оборудование : карточки учебник, наглядные пособия

Ход урока:
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок!

Пожелаем друг другу успехов. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу. Теперь соединяем пальцы со словами:
Желаю (большой)
Большого (Указательный)
Успеха (средний)
Во всем (безымянный)
И везде (мизинец)

Я уверенна ,что вы справитесь со всеми трудностями на уроке
2. Актуализация знаний.
а) Устный опрос
- Мы знаем, ребята, что нужно быть внимательными, осторожными. На прошлом уроке мы познакомились с памяткой «Чтобы не было пожара». Давайте проверим, как вы запомнили эти правила. Я читаю предложения, если вы согласны- хлопаете, если нет, то сидите тихо.
1. Никогда и нигде не играйте со спичками и зажигалками.
2. Самостоятельно зажигайте газовую печь.
3. Не оставляйте без присмотра включённый утюг и чайник.
4. Не играйте с бензином, керосином и другими жидкостями, которые могут вспыхнуть.
5. В лесу разжигайте костёр самостоятельно.
б)Самостоятельная работа-тест по пройденной теме.
1.Что нужно делать в случае возникновения пожара?
1) спрятаться
2) продолжать играть
3) убежать из квартиры
4) позвать взрослых
2. По какому телефону вызывают пожарных?
1) 104 2)102 3) 103 4) 101
3.Что не является причиной возникновения пожара?
1) разведение костра без взрослых
2) игры со спичками и зажигалками
3) настольные игры
4) игры с бензином
4 Что обязательно нужно сообщить, когда вызываешь пожарных?
1) причину пожара
2) свой адрес
3) свой рост
4) свой возраст
5. Что при возгорании нельзя заливать водой?
1) мебель
2) электроприборы
3) одежду
4) шторы
6. Укажи правила противопожарной безопасности
1) не зажигать самостоятельно газовую плиту
2) не оставлять без присмотра включенный утюг
3) не играть со спичками
4) не плавать в незнакомом месте

3. Мотивация учебной деятельности.
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а вот куда именно вы узнаете, отгадав загадки:
Весной одевается,
Осенью раздевается. (Лес)

Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий в море. (река )
4. Постановка целей и задач урока.
Так куда же мы с вами сегодня отправимся, где побываем? Какая будет тема нашего урока? (На воде и в лесу)
-Молодцы! Сначала нам предстоит побывать в лесу, полюбоваться его красотами. Закройте на минутку глаза и представьте, что вы оказались в прекрасном лесу. (Аудиозапись шума леса)
Зеленый лес, прекрасный лес, и облака рекой!
Прошу тебя , любимый лес, поговори со мной!
В твоем звучанье тишина особенно сладка,
Здесь полусон и полумрак, и звонкость ручейка...
Порханье бабочек в цветах,
Стрекоз стремительный полет,
Покой, медовый аромат,
Вокруг всё радует, цветет.
Открываем глазки!
Как вы думаете, может ли такая красота таить в себе опасность? (да, может)
Давайте с вами подумаем, что же мы должны узнать сегодня на уроке? Чему научиться? Какие цели и задачи перед собой поставим? Давайте откроем учебник на странице 26 и проверим, правильные ли цели и задачи мы поставили перед собой.
• Узнаем основные правила безопасного поведения на воде и в лесу.
• Научимся различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы.
• Научимся различать жалящих насекомых.
Мы должны знать об этих опасностях, чтобы сохранить своё здоровье.
Перед тем, как начать наше путешествие давайте немного взбодримся.
Физкультминутка
Мы входим с вами в лес. (Шаги на месте)
Сколько здесь вокруг чудес! (Руки в стороны)
Посмотрели вправо, влево, (Наклоны вправо и влево)
Наклонились и присели, (наклон вниз, приседание)
Заниматься тихо сели. (Сесть за парту)
5. Работа по теме урока.
Вот мы уже оказались в лесу.
Откройте учебник на стр.28-29.
Рассмотрите картинки.
Подумайте, какие опасности могут подстерегать вас в лесу? (ядовитые грибы и ягоды, жалящие насекомые)
Давайте, с вами подумаем, а какими дарами с нами делится лес?
И первое угощение, которое даёт лес, вы узнаете, отгадав загадку:

И на горке, и под горкой,
Под берёзой и под ёлкой
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят.
(Грибы)
Молодцы! Назовите, пожалуйста, съедобные грибы, которые вы видите на картинках? (Подберёзовик, подосиновик, боровик, лисички, опята, маслята, сыроежки, рыжики, волнушки)
Но вы должны знать, что не все грибы наши друзья. Есть ядовитые грибы, которые вызывают отравление и даже смерть - это несъедобные грибы.
Этот гриб зовут лесной смертью. Съешь одну шляпку или кусочек ножки – никакой врач не поможет. От яда этого гриба нет лекарства.
(Мухомор)
Найдите в учебнике на стр. 28 номер этого ядовитого гриба.

Мухоморов много разных видов, но все они несъедобны и сильно ядовиты.

Есть в лесу опасные грибы двойники.
Белый гриб (шляпка снизу белая, на ножке рисунок в виде белой сеточки) и желчный гриб (шляпка снизу розовая, на ножке рисунок в виде чёрной сеточки).

Опята (шляпка снизу желтовато-белая, на ножке кольцо) и ложные опята (шляпка снизу тёмная, на ножке нет кольца)

Шампиньон (шляпка снизу розовая, внизу на ножке нет мешочка) и бледная поганка (шляпка снизу белая, на ножке внизу разорванный мешочек)
Найдите в учебнике на стр. 28 номер этого ядовитого гриба.

Давайте прочитаем следующую загадку и отгадаем, какими дарами нас ещё угощает лес.
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Собирать в лукошко дети.
(Ягода)

Сейчас проверим, какие ягоды вы знаете? ( Земляника, брусника, ежевика, костяника, черника, морошка)
Будьте осторожны, когда захотите полакомиться ягодами в лесу.
Вам необходимо научиться отличать съедобные ягоды от ядовитых.

Это красивое, но очень опасное растение. Сок его содержит яд. Если он попадёт на кожу или в глаза, то вызывает очень сильное раздражение. Ягоды могут вызвать очень сильное отравление. (Волчье лыко)

Назвали ягоду за её форму – глазом, а за цвет – вороньим. Эта растение встречается часто. Её ягоды нельзя пробовать на вкус, так как они ядовиты.
В лесу много и опасных растений. У этих растений ядовиты не только ягоды, но и листья, стебли, кора. Многие из них даже нельзя брать в руки: ядовитые вещества могут проникнуть через кожу в кровь и вызвать отравление.
Кажется, что может быть нежнее ландыша? А в его ягодах и корневищах таятся ядовитые вещества. Ландыш ядовит, но из его листьев, цветков, семян делают лекарства, которые укрепляют и улучшают работу сердца.

Найдите в учебнике на стр. 28 номера этих ядовитых ягод.
Ну, вот мы познакомились со съедобными и опасными, ядовитыми грибами и ягодами. Но, несмотря на то, сто они опасны для нас, мы люди, не должны уничтожать их, так как, например, некоторые несъедобные грибы являются пищей и лекарством для животных. Так лоси лечатся мухоморами.

Давайте выполним задание в рабочей тетради, стр . Самостоятельное выполнение. Проверка в парах.

Работа по учебнику . Стр. 29 .
Перед вами картинка с насекомыми. Давайте попробуем определить название насекомых.

1. Пчела – одомашненное человеком насекомое. Они живут в ульях большими семьями;
2. Оса- небольшой длины (15-20 мм) живёт семьями в гнездах, подвешенных на ветвях деревьев, под крышами домов и других построек;
3. Шершень – выделяется среди ос размером. Очень крупный до 3 см;
4. Шмель – мохнатый, симпатичный.
Ребята, как одним словом мы можем назвать насекомых, которые находятся на картинках? (жалящие)
Правильно, а кто знает, почему их так называют?

Правильно, у каждого из них есть жало. Оно расположено на конце брюшка. В обычном состоянии его не видно, но когда насекомое начинает чувствовать опасность, то вытаскивает его из себя. Через жало впрыскивается яд. После чего насекомое погибает.
Вернёмся в учебник стр. 29.
Перед вами текст о насекомых, давайте прочитаем его и попробуем запомнить правила безопасного поведения, если рядом летают жалящие насекомые.

1. Не тревожь жалящих насекомых. Держись подальше от их гнёзд.
2. Если жалящее насекомое залетело в комнату, не гоняйся за ним, открой пошире окно и подожди, пока насекомое улетит.
3. Осы частенько садятся на сладкое. Будьте осторожны, когда едите или пьёте, чтобы оса не ужалила вас в язык или губу.

Но если вас всё-таки ужалило насекомое , то необходимо:
1.Удалите жало (так же как и занозу).
2. Ранку промойте.
3. Чтобы уменьшить боль, на место укуса положите что-нибудь холодное.
4. Если насекомое укусило в губу или веко – срочно обратись к врачу.
-Всех ли опасных насекомых мы назвали?
-Отгадайте загадку.
Насекомых в лесу не счесть,
Но он особенно опасен …!
Он впивается в кожу крепко,
Поэтому нужна на голове кепка.
-Кто это? (Клещ)
-А как же нужно одеться, чтобы его не встретить?

Работа в группах. Игра «Найди лишнее»
Каждая группа получает карточки с картинками.
Ребята, вы должны найти и зачеркнуть лишнее.
1 карточка: сыроежка, мухомор, маслёнок, лисичка.
2 карточка: земляника, черника, вороний глаз, ежевика.
3 карточка: пчела, шершень, муха, оса.
Прогулка наша продолжается, мы выходим на берег реки.
Приятно искупаться летом в речке. Как нужно вести себя на водоёме, чтобы с тобой не случилась беда?

Давайте рассмотрим рисунки в учебнике (стр.27). Найдите опасные для человека ситуации (дети толкаются в воде, мальчики купаются там, где купание запрещено).
Вы должны помнить следующие правила, когда находитесь у водоёма. Читаем памятку в учебнике стр.27.

• Купайтесь только под присмотром взрослых!
• Не плавайте в незнакомом месте. Там могут быть опасные подводные течения!
• Не купайтесь в очень холодной воде. От холода может свети ногу.

• Лучше купаться не в одиночку, а с друзьями, чтобы быть друг у друга на виду!
• Купайтесь только в чистых водоёмах, разрешённых местах, на благоустроенных пляжах!
• Не ныряйте в незнакомых местах, так как вы не знаете, какое дно в этом месте водоёма!

• Не заплывайте далеко на надувных матрасах или камерах. Они могут внезапно начать «спускаться».
• Не заплывайте за буйки, не взбирайтесь на них и не подплывайте к проходящим судам!
• Не подходите к берегу и не купайтесь во время шторма!
Добавим свои правила.

• Не затевайте опасных игр в воде. Ни в коем случае нельзя захватывать ноги под водой, пугать и «топить» кого-то, даже в шутку!
• Играя в воде, никогда нельзя в шутку кричать: «Тону! Помогите!»
• Не переохлаждайтесь и не перегревайтесь. При появлении озноба или сильной усталости выйдите из воды и отдохните!
• Не купайтесь во время грозы!
• Не используйте для плавания самодельные устройства. Они могут не выдержать вашего веса и перевернуться!
• В воде избегайте вертикального положения. Не ходите по илистому и заросшему водорослями дну!
• Не купайтесь у обрывистых берегов с сильным течением, в заболоченных и заросших растительностью местах!
6. Итоговая беседа.
Вот и подошла к концу наша прогулка в лесу. Какие выводы о правилах поведения в лесу и на воде вы сделали? Ответим на вопросы:
1. Приведите примеры ядовитых ягод и грибов.
2. Как избежать опасности при встрече с жалящими насекомыми?
3. Какие правила поведения на водоёме для вас оказались новыми?
Я, думаю, вы узнали много нужного и полезного, эти знания пригодятся вам в жизни.
7. Рефлексия учебной деятельности.
-С каким настроением вы вернулись из леса?
Молодцы! Вы усвоили правила поведения в лесу и на воде.
8. Домашнее задание: с. 26-29 выучить главное

Категория: Конспекты уроков | Добавил: Александра7209 | Теги: В лесу, 2 класс, мир, на воде, Окружающий
Просмотров: 367 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0