Донецкая Народная Республика
Главная » Файлы » КЕЙС 2 КЛАСС » Конспекты уроков

Конспект урока по литературному чтению для 2 класса
19.01.2017, 16:27

Тема: Зимние праздники. Народная игра «Дед Мороз»

Цель:

- познакомить учащихся с зимними праздниками, историей их возникновения колядками, щедровками, народной игрой «Дед Мороз»;

- формировать навыки беглого, осознанного, выразительного чтения;

- развивать образное, творческое мышление, речь, воображение учащихся;

- воспитывать интерес и уважение к народным обычаям и традициям, старинным праздничным песням.

Ход урока

 

  1. Организационный момент. (1 слайд)

УЧИТЕЛЬ - Гости в классе у нас, посмотрите!

Пожелания им вы все дружно скажите.

ДЕТИ – Всем, присутствующим здесь, мы

Желаем здоровья, добра.

УЧИТЕЛЬ – А теперь, ребята, приступить к работе нам пора.

  1. Мотивация  учебной деятельности.
  1. Работа над загадкой. (2 слайд)

- Прочитайте и отгадайте загадку.

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белой.

А в санях сидит царица –

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом –

Всё покрыла серебром.

- О какой царице идёт речь в загадке?

- Что это за тройка?

- Какие зимние месяцы вы знаете?

 - Вот она царица Зима прилетела на скакунах к нам на урок. (3 слайд)

  1. Сообщение темы и задач урока.

- Сегодня на уроке мы поговорим о прелестях зимы, о зимних праздниках – Святках, узнаем что принято делать на Святки и , выполняя задания, приблизимся шаг за шагом к разгадыванию тайны зимы. Зимушка не оставит нас без чудес, за активное участие в разгадывании тайны вы получите снеговичков, которые сможете в конце урока обменять на оценки.

  1. Работа над материалом урока.
  1. -  Как назвать нежнее и ласково это время года? (Зимушка)

(4 слайд)

- Давайте выполним необычное задание, которое на один шаг приблизит нас к тайне нашего урока.

- Назовите на каждую букву слова «ЗИМУШКА» характерные признаки этого времени года.

З – злая, завывающая, замечательная

И – интересная, игривая

М – морозная, мраморная, метельная, милая

У – удивительная, увлекательная

Ш – шуточная, шаловливая, шуточная

К – колючая, кружевная

А – ажурная

- Зимушке-зиме понравилось как вы словами украсили её.  (Открыть 1 пазл)

  1. На снежинке запишите одно слово или словосочетание, которые характеризуют Зиму. Какие ассоциации у вас вызывает слово «ЗИМА».
  2. Для того, чтобы ещё на шаг приблизиться к тайне Зимы, я предлагаю вам разделиться на две группы.

           В первую группу войдут дети, которые считают, что зима – лучшее время года и она замечательна.

           Во вторую группу войдут дети, которые считают, что зима – не лучшее время года и она плоха.

- Посоветовавшись, каждая группа должна аргументировать свой выбор. (Обсуждение 1 минута)

- Представители групп – ваш ответ. (Открыть 2 пазл)

  1. Работа над пословицей. (5 слайд)

- Прочитайте пословицу.  ЗИМА – ЗА МОРОЗЫ, А МУЖИК ЗА ПРАЗДНИК.

- Как вы понимаете эту пословицу?

           С наступлением зимних холодов приходил к жителям села отдых от трудов великих, связанных с уборкой урожая. И хотя оставались заботы о том, как сохранить зерно, овощи, фрукты, подготовить инвентарь для весенних работ – всё же в долгие зимние вечера у крестьян было вдоволь свободного времени.

  1. Действительно, зимой отмечают много праздников.

- Назовите, дети, какие это праздники? (6 слайд)

  1. Самые большие из них Рождество и Новый год.
  2.  

- В давние времена  с нетерпением ждали Рождества.  Накануне празднуют Святой вечер. 6 января хозяйка готовит 12 постных блюд, среди которых обязательно должна быть кутья. Под окнами каждого дома пелись колядки с пожеланиями хозяйственного благополучия в будущем земледельческом году; славились хозяева, которые в ответ одаривали колядующих – пряниками, пирогами, сладостями, мелкими денежками. Празднование сопровождалось большим весельем, всевозможными переодеваниями.

        Особенно любили ряженых, которые в необычных одеждах и масках заходили в дом, поздравляли хозяев, пели колядки. Можно сказать, создавались настоящие театральные действа, в которых участвовали и большие, и маленькие, и старые. Особенно такому празднованию радовались дети.  Так начинались Святки.

(7 слайд)

Инсценирование

- В ночь с 13 на 14 января празднуют «Щедрый» Васильев вечер, народный праздник славян; вечер в канун Старого Нового года хозяйки пекут блины, готовят пироги и вареники с творогом, чтобы отблагодарить щедрующих и посевающих. Дети бегали от хаты к хате с полными торбами зерна. Заходили в дом, посевали и пели щедровки.

(8 слайд)

Инсценирование

- Эта традиция сохранилась до наших дней. Колядка и щедровка, которые вы услышали ,есть перед вами.

- Прочитайте колядку про себя, выберете четверостишие, которое вам понравилось, и прочитайте (2 – 3 ученика)

  1. Приходилось ли вам колядовать или щедровать? Какие колядки вы знаете?

- У каждого из вас есть на парте колядки и щедровки.

- Как, по вашему мнению, нужно читать эти стихи?

- Прочитайте их про себя, приготовьтесь к выразительному чтению.

- Выразительно прочитайте и передайте голосом, жестами настроение детей, которые колядуют и щедруют.

Конкурс чтецов

(Открыть 3 пазл)

  1. Продолжаем отгадывать тайну Зимы.

- Ребята, давайте вновь обратимся к снежинкам.

- Используя слова, записанные на снежинках, создадим ассоциативный куст со словом «ЗИМА» 

Тёплый зимний ковёр                   Радость и веселье           Метели

                                 

Снег                               ЗИМА                                                      Снежные шапки

 

Новый год, Рождество            Дед Мороз и Снегурочка          Подарков воз

                   

- Составьте предложения с этими словами. Две пары детей будут выполнять особые задания. (Составление диалогов:  «Встреча двух снежинок в воздухе», «Дед Мороз и Снегурочка идут на утренник к детворе»).

( 8,9слайд)

  1. Работа над народной игрой «Дед Мороз»

         Дети, обратите внимание на словосочетание Дед Мороз, подарков воз. Он волшебник Зимушки, может заморозить окружающих, но чтобы этого не случилось ,мы познакомимся с игрой «Дед Мороз».

  • Читают дети вслух.
  • Давайте составим инструкцию по проведению игры.

- С чего начинается игра?

- Какую считалку вы знаете?

- Что происходит дальше?

- Где должна проводиться игра?

  1. На уроке мы упомянули, что зима коварна инфекционными болезнями, гриппом. Чтобы предотвратить эти заболевания мы с вами знаем народные способы защиты нашего организма, правила защиты традиционной медицины. Сегодня я предлагаю вам ещё один нетрадиционный способ – точечный массаж.
    •  

2 – 3 раза в день в профилактических целях. Как делать точечный массаж?

          Кончиком указательного пальца надавливать на биоактивные зоны , сделать вращательные движения сначала по часовой, потом против часовой стрелки примерно 6-7 раз. Улучшается кровообращение, формируются защитные силы организма.

  1. У нас остался один шаг к разгадке тайны Зимы.

- Дети, как вы думаете, что может быть тайной нашей Зимушки?

- Может быть ,уже кто-то догадался?

- Что является символом Новогодних праздников? (Открыть 4 пазл)

  1. Итог урока.

- Понравился вам наш урок?

- Каким он был?

- О каком времени года шла речь на уроке?

- Какие полученные знания вам помогут в преддверии новогодних праздников?

  1. Домашнее задание (10 слайд)
  1. Выразительное чтение колядок и щедровок
  2. Подобрать загадки и стихотворения о Новогодней ёлке и зиме
  3. Составить рассказ «О чём думает Новогодняя ёлка»
  1. Оценивание, по полученным за урок снеговичкам.

 

 

 

 

 

Категория: Конспекты уроков | Добавил: dewa1972
Просмотров: 665 | Загрузок: 30 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar